Прыжок через невозможное
Еврейский Обозреватель, журнал «Диалог»
По. Очень знакомая фамилия... Да это ведь родоначальник детективного жанра! — Не угадали. Никакого отношения Лина По к американскому писателю Эдгару Аллану По не имеет. Просто перед своим выходом на сцену Полина Михайловна Горенштейн придумала себе красивый и многозначительный псевдоним Лина По, поменяв местами слоги в своем имени. Ее дебют состоялся в 1919 году, а до этого — годы и годы напряженной учебы. Но обо всем по порядку.
Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). В 14 лет серьезно увлеклась хореографией, однако еще раньше у нее появилась тяга к рисованию. Многие дети любят рисовать, но художниками становятся единицы. Однако Полина обнаружила недюжинные способности к изобразительному искусству. В частности, к ваянию.
Но совмещать эти два увлечения становилось все труднее — ведь серьезные занятия требовали полной самоотдачи. Пришлось выбирать между скульптурой и балетом. Сцена оказалась притягательнее.
Потом занятия в хореографическом училище Воронова, и в 1919 году на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева появилась обаятельная танцовщица Лина По. Но провинциальная сцена не устраивала молодую балерину, и в 1921 году Лина перебирается в Москву, где поступает в Высшие хореографические мастерские при Большом театре. Однако страсть к изобразительному искусству вновь дает о себе знать, и девушка занимается еще и в Высших художественно-технических мастерских, — более известные, как ВХУТЕМАС, на отделении скульптуры. К сожалению, через полгода Лине вновь пришлось выбирать: художники за мольбертом и балерины за станком должны трудиться по 10–12 часов в день. Времени просто не хватало. И снова предпочтение отдано балету.
В 1924 году она оканчивает хореографические мастерские, получив диплом со специальностью режиссера-постановщика танцев. Последующие десять лет были наполнены радостью жизни и творчества. Полина Михайловна танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах. Тогда-то и пригодилось ее второе увлечение. Талант художника помогал Лине По глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев. Вот что рассказывала сама Лина Михайловна: «Я брала карандаш и зарисовывала особенно увлекшие меня движения балерин, позы... Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнаженных тел».
Увы, всему когда-нибудь наступает конец. Десять лет, как это, в сущности, мало для целеустремленной творческой личности! Но жизнь человеческая, к сожалению, зависит от многих внешних факторов...
В 1934 году талантливая женщина заболела энцефалитом, тяжелейшие последствия которого — паралич и полная слепота. Жизнь на сцене окончена бесповоротно и навсегда. Но человеческая-то жизнь продолжалась!
В клинике Лина По пробыла два года. За это время ей удалось частично восстановить двигательные функции. Но на это потребовалось огромное напряжение воли и буквально нечеловеческие усилия. Паралич был побежден, но со слепотой бороться бесполезно. Однако живы остались зрительные воспоминания, и перед «глазами души» представали образы и звуки минувшего: лица, фигуры, жесты, улыбки, голоса. Лина Михайловна обладала особой разновидностью зрительной и слуховой памяти, известной в психологии под названием эйдетизм. Человек, наделенный такой памятью, не вспоминает, не представляет в своем воображении образ, а видит и «слышит» его. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали, задуманное произведение и воплощать его на ощупь в натуре.
Не дать умереть себе как личности, научиться жить и развиваться в новом для себя качестве может не каждый. Для этого надо обладать мужеством. И такое мужество у экс-балерины было. Осознав, что для жизни в искусстве судьба оставила ей только «внутреннее зрение», она весь свой талант обращает на то, чтобы реализовать этот единственный шанс, и начинает заниматься лепкой.
Когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба, и на свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей. Там же, в больнице, она сваяла первую скульптуру и назвала ее «Вероника» — задумчиво грустная головка с узнаваемыми чертами самой Лины Михайловны.
Произошло это в 1936 году. А в 37-м ее работы уже появляются на выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Часть из них находится там и поныне. Высокую оценку ее творчества дал знаменитый художник Михаил Нестеров, а позднее, вернувшись из-за рубежа, о работах Лины По очень тепло отзывался и Сергей Коненков. Некоторые считают, что последнюю версию скульптуры «Паганини» Сергей Коненков сделал, увидев ее трактовку образа знаменитого скрипача.
— Поражает буквально все. А портреты исторических личностей — так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых она не видела глазами, и, что удивительнее всего, портреты ее жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от портретного искусства, — говорил скульптор Сергей Меркуров, отливший посмертную маску Ленина.
В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала интересная история.
Узнав, что автор скульптурных произведений — слепая женщина, в это просто не поверили и отправили к ней весьма представительную комиссию: искусствоведа Валентину Грабарь-Мещерину, художника Бориса Яковлева и скульптора Алексея Антропова.
Впоследствии сестра Лины По так рассказывала об этом визите: «Незадолго до прихода комиссии Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру Кармен, танцующую испанский танец. Именитым гостям работа эта очень понравилась.
Но ведь им надо убедиться в том, что такое может сотворить слепой человек. Тактичный предлог для проверки нашел художник Яковлев.
— Ваша испанка, — сказал он, — очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.
«Испытуемая» взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер, который тут же вставила в правую руку своей Кармен и, улыбаясь, сказала:
— Вы правы, пусть танцует с веером.
Сомнения комиссии развеялись»...
* * *
Во время Великой Отечественной войны Лина По была эвакуирована в Уфу. Проживая с сестрой в малюсенькой комнатке, чуть ли не два на два метра, Лина По ваяла скульптуры на военную, башкирскую и, конечно, любимую балетную тематику.
Магинур Бикбова, артистка ансамбля песни и пляски Башкирской филармонии, стала для Лины По моделью в ее работе на башкирские темы. Сначала Лина Михайловна ощупывала лицо артистки и потом по памяти, начинала ваять. Магинур стала моделью для композиции «Башкирский танец с кумысом», а молодая башкирка Гадибэ превратилась в башкирскую мадонну — главную героиню скульптуры «Возвращенное детство» (второе название — «Удочеренная»).
* * *
К сожалению, всего двенадцать лет было отпущено судьбой Лине По на создание ее творений, болезнь не оставила Лину Михайловну в покое, и в 1948 году талантливая женщина скончалась. За годы неустанного, кропотливого и тяжелого труда Лина По создала более сотни скульптур и скульптурных композиций. Такое под силу не всякому зрячему скульптору. Но, кроме ваяния, Полина Михайловна занималась изготовлением кукол.
«Петрушка», «Негр», «Клоун», «Татарка» являются яркими примерами творческой фантазии, гармонии и цветовой выразительности. Используя различные материалы, — ткань и кружево, бисер и стеклярус, кусочки фольги и елочную мишуру, — слепая художница сделала своих кукол действительно театральными.
Что уж говорить о настоящей скульптуре. Одна из известнейших работ Лины По — восьмифигурная композиция «Танцевальная сюита», в которой переплелась классическая и народная хореография. Восемь фигурок танцовщиц, главная из которых «Вакханка», дают ощущение движения, свободного полета.
Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур — в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.
В том, что экспозиция вновь доступна для зрителей, большая заслуга ветеранов ВОС, которые с завидным упорством добивались ее открытия. Много времени занял поиск произведений Полины Михайловны. Часть скульптур была испорчена. Над их восстановлением трудились специалисты из реставрационных мастерских имени академика Грабаря. Наконец, подготовка закончилась, и мемориальный зал открылся. На торжестве, посвященном этому событию Анна Язвина, которую без преувеличения можно назвать подвижницей, сказала: «Мы приложили очень много усилий, чтобы получить эти скульптуры и воссоздать их. Ее творчество многогранно. Я уговаривала ее сестер отдать скульптуры нам и дала торжественное слово, что они будут экспонироваться в отдельном зале нашего музея.
Ее имя имеет мировое значение. Ее талант был очень высоко оценен многими. Вы сможете полюбоваться и оценить то, что было дано этой женщине».
Чем интересна Лина По? Тему продолжает художник, оформлявший экспозицию, Алексей Кошелев: «Это надежда для всех, к кому пришла беда. Потому что нельзя опускаться. Потому что человек обречен изначально, как только родился. Сколько ему отпущено — надо прожить умно, красиво и сильно. Когда человек опускается — это деградация. Вот Лина преодолела болезнь. Рядом оказались интересные сильные люди, которые помогли: великолепный художник Михаил Нестеров, Владимир Филатов — офтальмолог, который даже писал ей стихи. Вы представляете, когда человек сидит на кровати, и вдруг говорят: «Ничего не потеряно. Еще есть надежда себя выразить».
Лина По очень интересна. Вся ее скульптура — это танец. Там, где она берется за тему, не свойственную ей, там получается натужно. Но как только касается чисто классического искусства пластики, поворот головы, рук, глаз, — там все в порядке. Это у всех художников так…»
Действительно, пластика ее работ просто потрясает. Но разве можно передать словами то, что испытываешь, переходя от скульптуры к скульптуре. Главное же в той особой атмосфере доброжелательности, которая наполняет зал. Не напрасно Президент ВОС в своем обращении, которое зачитала Любовь Усачева, отметил: «Завершилась кропотливая работа по созданию экспозиции. Этому предшествовала большая работа Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря.
Благодаря самоотверженному труду Лины По, этого замечательного скульптора, посетители музея смогут открыть для себя еще одну сторону возможностей незрячих людей.
Пусть эта выставка повлечет за собой создание подобных экспозиций, посвященных многим талантливым людям из числа незрячих граждан России».
26.10.2006 10-32
|