Польша чтит память жертв келецкого погрома
Немецкая Волна
60 лет назад - 4 июля 1946 года - жители польского города Келец устроили зверскую расправу над евреями, вернувшимися в родной город после окончания Второй мировой войны. Разъяренная ложным слухом толпа, вооруженная железными прутьями, дубинами и молотками, собралась перед домом, где жили большинство евреев, и через несколько часов улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон и добивали на мостовой. Убиты были 42 человека. В погроме кроме местных жителей участвовали солдаты и милиция. Советские военнослужащие из отрядов НКВД, к которым обратились за помощью келецкие евреи, в происходящее не вмешивались.
Уже 9-го июля на скамье подсудимых за участие в погроме оказались двенадцать человек , девять из которых были казнены. Занимающиеся темой историки полагают, что как в ходе открытого "процесса двенадцати", так и в результате нескольких закрытых процессов, осуждены были, скорее, случайные виновники, а в некоторых случаях, вероятно, невинные люди. Не были наказаны многие - возможно, большинство из тех, кто подстрекал толпу, крал, бил и убивал.
Теории заговоров и банальность зла
Сразу после погрома польские власти выдвинули официальный тезис о заговоре бывшего антикоммунистического подполья с целью его дискредитации. В ходу была и обратная гипотеза, согласно которой, польские коммунисты спровоцировали погром с целью отвратить Запад от антикоммунистически настроенного польского общества. С той же целью, согласно другой гипотезе, погром срежиссировали советские спецслужбы. Появилась даже гипотеза сионистского заговора, согласно которой, убийства были спровоцированы с целью ускорить отъезд колеблющихся польских евреев на строительство израильского государства.
Наиболее правдоподобной историки считают гипотезу, которая отрицает наличие какого-либо заговора вообще. Скорее всего, погром начался самопроизвольно, без политической провокации, а к нему уже присоединились сотрудники секретных служб. Отлучившийся без разрешения из дома польский мальчик рассказал, что его похитили евреи, по городу поползли слухи о ритуальных убийствах - и вот уже жаждающая крови толпа собралась у дома, где жили евреи…
Начатое в 2001 году в Польше государственным Институтом национальной памяти расследование так и не сумело выяснить истину: большинство документов было уничтожено при коммунистах, а из показаний немногочисленных живых свидетелей следует, что, скорее всего, речь шла о проявлении массового антисемитизма, а не о спланированной акции. Занимающиеся этой проблемой историки полагают, что правду о келецком погроме, вероятно, не удастся узнать даже тогда, когда исследователям откроют архивы НКВД.
Дискуссия о польском антисемитизме
Дискуссии, однако, о келецком погроме суждено возобновиться с новой силой. Причина тому - опубликованная в издательстве Random House американского социолога и писателя, польского еврея, Яна Томаша Гросса "Страх. Антисемитизм в Польше после Освенцима" (Fear. Anti-Semitism in Poland After Auschwitz"). Книга вышла в США за неделю до 60-й годовщины келецкой трагедии и потому сразу вызвала острую дискуссию в американских газетах и в Польше, где также готовится ее издание. Гросс задается вопросом о причинах антисемитизма в послевоенной Польше. Он реконструирует события 4 июля 1946 года в Келеце и реакцию на них со стороны различных общественных слоев Польши. Как отреагировала польская католическая церковь, коммунисты, интеллигенция на чудовищную расправу над еврееями, учиненную их соседями в стране, только что освобожденной от фашистсткой оккупации? Гросс утверждает, что польский послевоеный антисемитизм нельзя понять просто как продолжение довоенных традиций. Он сформировался в контектсе Холокоста и утверждения нового режима советского образца. Не евреи принесли в Польшу коммунизм, как полагают некоторые, а польские коммунисты осуществили цель польских националистов - окончательно освободили Польшу от евреев и построили этнически однородное государство.
В России Ян Томаш Гросс известен благодаря его переведенной на русский язык книге "Соседи", опубликованной в 2000 году. В ней автор, опираясь на показания свидетелей, описывает убийство сотен еврейских жителей в польском местечке Едвабне в июле 1941-го года и доказывает, что совершили чудовищное преступление не немецкие фашисты, а поляки - соседи убитых евреев. Это утверждение Гросса вызвало в Польше шок. Проведенное расследование подтвердило, однако, участие поляков в убийстве.
Новая книга Яна Томаша Гросса рассказывает о келецком погроме - в жанре, которой определен как "эссе" и "попытка исторической интерпретации". Автор пишет, что в погроме участвовали представители всех социальных слоев польского общества, благодаря чему зверская расправа представлялась чем-то "нормальным". "Нормальный" антисемитизм поляков ожесточили их упорная вера в то, что евреи виновны в захвате власти коммунистами, а также стремление нажиться за счет своих уцелевших после Холокоста соседей.
В США рецензии на книгу Гросса в основном положительные. Нобелевский лауреат мира, еврейский писатель и журналист Эли Визель утверждает, что "все уровни" польского общества были инфицированы антисемитизмом, хотя и отмечает, что "не верит в коллективную вину". Известная исследовательница проблемы келецкого погрома Божене Шайнок, которую многократно цитирует Гросс, критикует его новую книгу за огульные обобщения и излишнюю эмоциональность. Спорным представляется и тезис: поляки преследовали евреев после войны потому, что ощущали себя виновными в неоказании им помощи до 1945 года.
Город чтит память своих жертв
В связи с отмечаемой во вторник 60-й годовщиной этого чудовищного преступления польский верховный раввин Михаэль Шудрих сказал: "Мы будем скорбеть о трагической и бессмысленной потере человеческой жизни в результате этого ужасающего преступления. Мы не будем никого обвинять". В присутствии официальных представителей Польши и Израиля в Келеце во вторник состоялось открытие Мемориала памяти жертв антисемитского погрома 4 июля 1946 года.
До войны треть 75-тысячного населения Келеце составляли евреи. Большинство из них были депортированы и уничтожены немцами в Треблинке летом 1942 года. После освобождения в январе 1945 года, в городе не было ни одного еврея. Лишь постепенно сюда возвращались его прежние жители, уцелевшие в лагерях смерти. Погром в Кельце стал знаковым событием, показавшим польским евреем, что в Польше оставаться нельзя. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну. Расправы над евреями в других польских городах, а также в Венгрии, Румынии, в ходе которых были убиты - в мирное время - почти полторы тысячи человек - вызвали массовую эмиграцию европейских евреев. (эв)
05.07.2006 09-36
|