Тот самый Григорий Горин - врач по профессии, драматург по призванию
РиаНовости
12 марта драматургу, писателю и сценаристу Григорию Горину исполнилось бы 70 лет. Зритель запомнил его за гениальные фразы, которые автор вложил в уста знаменитых киногероев. Режиссер Марк Захаров, снявший по сценарию Горина не один фильм, говорит: "Он оставил нам фильмы, которые давно разобрали по ниточкам-цитатам и рассказал нам о нас ничем не оскорбив, намного тоньше, чем это делают многие современники".
"Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать часов дня, - так начинал рассказ о себе Григорий Израилевич. - Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали, и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать... Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орешь, а вокруг все смеются, вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу..."
Склонность к литературному творчеству Горин почувствовал еще в детстве. В школе он уже писал рассказы, фельетоны, сценки на актуальные школьные темы. Однако сын военного не считал, что творчество может стать основой его будущей профессии. В последних классах он готовился к поступлению в медицинский институт.
"Заканчивая школу, твердо решил, что стану писателем. Поэтому поступил в медицинский институт. Это было особое высшее учебное заведение, где учили не только наукам, но премудростям жизни", - цитирует Горина канал "Культура".
В 1963-м году он окончил 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова и начал работать врачом на скорой помощи, однако занятий творчеством не оставлял. Об особенностях медицинской карьеры Горин отзывался так: "Советский врач был и остается самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов..."
К началу семидесятых годов у Горина вышло несколько сборников пьес и рассказов. Однако "проститься с работой в скорой помощи он решил только после того, как его приняли в Союз писателей.
"Антон Павлович Чехов писал: "Медицина - моя жена. Литература - моя любовница". Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода - Театр и Кино!", - вспоминал Григорий Израилевич.
Известность начинающему драматургу принесла пьеса, которую он написал для одного из первых спектаклей Марка Захарова в "Ленкоме" – "Тиль Уленшпигель".
Благодаря совместной работе Захарова и Горина на сцене театра появились легендарные спектакли - "Поминальная молитва" и "Королевские игры". Последней пьесой Горина стал "Шут Балакирев", ее он как завещание оставил "Ленкому", не успев посмотреть премьеру. Эту пьесу можно увидеть на сцене "Ленкома" по сей день.
Вместе с Гориным Марк Захаров в разные годы снял культовые фильмы своего времени: "Обыкновенное чудо", "Формула любви", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт". В этих фильмах снимались без преувеличения лучшие актеры своего времени - Инна Чуриков, Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов.
Олег Янковский, сыгравший роль Мюнхгаузена, говорил: "Те, кто знал мои прежние работы, с понятным скептицизмом отнесся к идее: Янковский - Мюнхгаузен... Действительно, ничего подобного мне прежде играть не приходилось. Но в этом-то и есть прелесть актерской работы - вот так вот однажды дерзнуть, попытаться сделать якобы не свою роль - своей".
Действительно, накануне съемок "Того самого Мюнхгаузена" многие утверждали, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья, пишет kp.ru. Григорий Горин тоже не скрывал своих сомнений по поводу актера и писал в воспоминаниях: "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!".
В начале перестройки Григорий Горин и Марк Захаров сняли фильм-притчу "Убить Дракона" по мотивам пьесы Евгения Шварца. Эта работа стала своеобразным ответом на события, происходившие в стране. "Перестройка круто изменила нашу жизнь, - писал Горин. - Глоток свободы!.. Еще глоток! Еще! Мы упивались свободой! В России всегда пьют до одурения, забывая, что наступает похмелье... Через несколько лет мы проснулись и протрезвели неизвестно в какой стране, неизвестно, в какой исторической эпохе. Одни говорят, что у нас "ранний капитализм", другие - "поздний феодализм". Третьи предпочитают термин "постсоциалистический маразм".
В последние годы Григорий Израилевич активно участвовал в разработке закона об авторском праве. Он возглавлял Российское авторское общество и считал работу по сохранению авторских прав своим долгом и "общественной нагрузкой", пишет "Независимая газета".
В 2000 году Григорий Горин отпраздновал свой шестидесятилетний юбилей, а вскоре его не стало. 15 июня писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа. Как говорил Марк Захаров, Московский театр "Ленком" тогда почувствовал себя осиротевшим: "Григорий Горин промелькнул по нашей жизни, как метеор. Потому что был очень ярким явлением, потому что мало прожил на этом свете. Нелепый преждевременный уход из жизни погрузил его друзей в состояние депрессии. Российская драматургия потеряла одного из своих лидеров".
12.03.2010 12-07
|