Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


июль
6 13
20
27
7 14
21
28
1 8 15
22
29
2 9 16
23
30
3 10 17
24
31
4 11 18
25
5 12 19
26



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software

Карта Киева


  Реклама:









Еврейские ученые спасли Израиль от ядерной угрозы Акции протеста в Иерусалиме Евреи колонизируют… Венгрию Прощание с Юрием Капланом Глава Пентагона просто так в гости не ездит Вся лента новостей

   
      сегодня: 19.07.2009, воскресенье    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  История:  

Черкесы Израиля: 150 лет вместе

Михаил Дор

После акций протеста черкесов и друзов у офиса премьер-министра, Министерство соцобеспечения обязалось перевести до конца года 23 млн. шекелей муниципалитетам друзских и черкесских населенных пунктов. Требования митингующих сводились к погашению всех долгов своим муниципалитетам, возврата государственных субсидий, которые «прежде были равны суммам, выделяемым еврейским поселениям», а также создания источников заработка в своих городах и поселках.

О друзской общине Израиля мы писали не раз, история же израильских черкесов заслуживает отдельного рассказа. Как и друзы, они появились в этих краях задолго до провозглашения Государства Израиль, боролись за его создание, полностью приняли его и служат в армии наравне с другими его гражданами.

В середине XVIII века начинается русско-кавказская война, формально завершившаяся в 1864 году. После этого Черкесия, бывшая когда-то союзницей России и заключавшая династические браки с русскими царями, фактически перестала существовать. И как страна, и как народ. Черкесы лишились 90% своих исконных земель и потеряли 95% (!) населения. Уцелевших поставили перед выбором – переселиться с гор на равнину, или покинуть пределы России. Большинство предпочли изгнание – и отправились к единоверцам – в Османскую империю.

Так черкесы появились в Эрец Исраэль, которых турецкий султан, принял как беженцев. Еще в 1869 году недалеко от Цфата появилась деревушка Рейхания, а в 1876-м в Нижней Галилее – Кафр-Кама. Сегодня в Рейхании живут 1200 человек, в Кафр-Каме – 2400. Кстати, черкесы из Кафр-Камы охраняли еврейские поселения эпохи первой и второй алии.

Все черкесы – мусульмане-сунниты, но в период Войны за независимость они встали на сторону евреев, сформировав отдельный черкесский кавалерийский эскадрон, который принимал участие в боевых действиях.

Тем не менее, на регулярную военную службу их поначалу не призывали. В 1957 году лидеры общины обратились к правительству с просьбой разрешить молодежи служить в Армии обороны Израиля. Служить черкесов пустили, но только юношей, девушек-черкешенок по-прежнему не призывают. Потомки кавказских переселенцев считаются отличными солдатами, недаром в Иордании, например, личная охрана короля Хусейна всегда состояла из черкесов, да и многие генералы в турецкой армии также черкесского происхождения. В Израиле черкесы служат, в основном, в погранвойсках, а многие впоследствии становятся кадровыми военными.

Кафр-Кама – удивительное место и если бы не возвышающийся в центре деревни минарет, Каму вполне можно было бы принять за типичное еврейское поселение – настолько ухожена черкесская деревня в сравнении с соседними арабскими поселками. Здесь не увидишь мусора по обочинам, в постройках нет никакого хаоса, кроны аккуратно подстрижены, газоны и лужайки разбиты по всем правилам ландшафтной архитектуры.

В 1980-х годах Кафр-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении есть поликлиника и больница, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. Школа, медицинский и культурный центры были открыты и в Рейхании.

Экономическое положение в черкесских семьях оставляет желать лучшего, поскольку зарабатывают в основном мужчины, а женщины заняты по дому. Хотя многие из них работают воспитательницами и учителями, а до того как местную текстильную фабрику перевели в другое место, составляли ее основной штат. Сегодня своей промышленности в Каме нет, каждый ее житель ищет себе работу за пределами деревни. Собственно это и стало одной из причин столь несвойственного черкесам акции протеста.

Жители Кафр-Камы и Рейхании свободно владеют родным адыгейским языком (который был введен в школьную программу в 1976 г.), а также арабским и ивритом. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея, где местные учителя проходили стажировку.

В 1965-м в Кафр-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке, позднее была создан ансамбль черкесского народного танца. В 1993 году по решению израильского правительства, в Рейхании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кафр-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, на его базе повышают квалификацию учителя адыгейского языка и т.п.

По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах. Это высокая оценка, ведь черкесская диаспора представлена сегодня в более чем 45 странах. В Турции насчитывается четыре миллиона черкесов, в Ливии – 350 тысяч, Сирии – 90 тысяч, Иордании – 120 тысяч, Германии – 20 тысяч, по пять тысяч в Египте, Израиле и США.

Кстати, израильские черкесы имеют право решать вопросы, возникающие в общине, по канонам «Кхабзе» (свод негласных законов, регламентирующих повседневное поведение адыгейцев).

Черкесские женщины держатся не то, чтобы в строгости, а в скромности – так они воспитаны. И именно по этой причине не работают за пределами деревни. И совсем уж невероятное дело, чтобы черкесская женщина позволила себе выехать на прогулку одна – без мужа или его родственников. Разводов среди черкесских семей почти нет, но и религиозный диктат отсутствует. Например, никого не шокирует, что незамужние девушки ходят в облегающих джинсах: платья до пят они наденут после того, как выйдут замуж.

Черкесы никогда не были склонны к фанатизму или экстремизму, а в современном Израиле постоянно пытаются наладить диалог между евреями и арабами. Оставаясь при этом мусульманами – лояльными гражданами Израиля.

16.07.2009 09-56





  Также в рубрике:  
17.07.2009 09-54
Модильяни, еврей


16.07.2009 09-56
Черкесы Израиля: 150 лет вместе


15.07.2009 09-53
Инквизиция. Грех нетерпимости


14.07.2009 10-08
Вильнюс без евреев. Почти…


10.07.2009 10-03
Албания – упущенная возможность


10.07.2009 09-46
Отец универсального языка


09.07.2009 10-02
Спасение евреев. Миссия невыполнима?


08.07.2009 09-40
Печальный юбилей Вади-Салиб


07.07.2009 09-59
«Еврейский вопрос» не позволит беатифицировать Пия XII


03.07.2009 10-04
Сказание о Бялике



пятница
24 июля
20 : 36
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  
Jewish TOP 20 Rambler's Top100



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software