Российский Хабад против американского
Михаэль Дорфман
Попытки России лоббировать в Вашингтоне отмену поправки Джексона-Винника, принятую чтоб ограничить торговлю с СССР в наказание за дискриминацию евреев через российское отделение движения Хабад натолкнулось на сопротивление из головного офиса всемирного Хабада в Бруклине. Российский Хабад и подконтрольная ему Федерация еврейских общин России (ФЕОР) начали лоббировать отмену поправки фактически одновременно с назначением их лидера раввина Берла Лазара в Президентский совет по делам религии.
В феврале 2007 лоббисты попытались заполучить на свою сторону влиятельного конгрессмена, предеседателя Комитета Палаты представителей по иностранным делам Тома Лантоса. Во время визита в Москву он встретился с лидерами российского Хабада и после встречи завил, что поддерживает отмену поправки. Лантос – уроженец Венгрии, демократ из Северной Калифорнии, пользуется поддержкой еврейских избирателей и считается единственным в Конгрессе пережившим Холокост. Вернувшись в Вашингтон Лантос неожиданно для себя обнаружил, что дома Хабад – одна из крупнейших еврейских организаций Америки) придерживается совсем других взглядов. Американский Хаббад лоббирует против отмены поправки.
Рабби Йегуда Кринский, фактический руководитель главного штаба Хабада в Бруклине обратился к Лантису с резким письмом, где заявил, что время отмены «Джексона-Винника» еще не наступило. «Официальное и категорическое мнение Хабада заключается в том, что в настоящее время отмена поправки будет трагической ошибкой». Американский Хабад требует возвращения библиотеки своего лидера, Шестого ребе, попавшую в СССР с трофеями Второй мировой войны из Варшавы. Позже Лантис встретился с делегацией раввинов Хабада из США и Израиля. В связи с обострившимися американо-российскими отношениями лоббирование российских интересов в США для раввина Лазара становится все более затруднительным. Тем временем конфликт обострился. В апреле пресс-секретарь Хабада в Москве Барух Горин резко критиковал в газетном интервью методы американских раввинов и предсказывал им неудачу.
«Отсюда все это выглядит шантажом, - сказал Горин. - и я не думаю, что это будет способствовать делу освобождения библиотеки и улучшению отношений между всемирной еврейской общиной и российскими властями». Из Бруклина тут же резко одернули Горина, завив, что он не уполномочен говорить ни от имени Хабада, ни о библиотеке. Калифорнийский раввин Борух Шломо Кунин, занимающийся делами библиотеки, опубликовал несколько очень резких заявлений в адрес Горина.
Поначалу в Москве защищали Горина, и исполнительный директор Федерации Авраам Беркович заявил, что Горин является пресс-секретарем Хабада. Позже Беркович звонил в еврейскую газет на английском языке «Форвард» с поправкой, что «Горин не уполномочен говорить о библитеке», а единственным уполномоченным является рав Кунин.
«Библиотека Ребе» принадлежала Шестому ребе р. Йосефу-Ицхаку Шнеерсону и он оставил ее, когда бежал от нацистов из Польши. Библиотека содержит как ряд редких книг, восходящих к основателю хасидизма Бааль-Шем Тову, так и популярную литературу, как переводы «Приключений Шерлока Холмса» на идише. Она находится в Ленинке. Ее получение имеет для всего Хабада значение культовое и глубоко символическое. Хабад предпринимал различные усилия для получения библиотеки. Хабад пытался получить библиотеку через советского агента влияния, американского миллионера Арманда Хаммера. Вопрос библиотеки вставал во время коалиционных переговоров о создании израильского правительства. Шимон Перес (по рассказу его тогдашнего начальника канцелярии Боаза Аппельбаума) обращался в конце 1980-х к Михаилу Горбачеву. После консультации с тогдашним главой КГБ Крючковым, Горбачев отказался и сказал Пересу, что Хабад – филиал ЦРУ.
От раввина Лазара в американском Хабаде тоже ожидали получения библиотеки. «Не люблю я слова «менталитет, - сказал Юнипрессу влиятельный еврейский политик из Бруклина, - Менталитет – это вроде, «только у них бывает». У наших не бывает менталитета». У нас в Хабаде не принято критиковать друг друга в открытую. Особенно раввинов. Русским же не надо путать силу с упрямством. В истории с библиотекой Ребе, как в капле отражается поведение современной России. Пока там подавляют гражданские права, угрожают соседям, используют свои нефтедоллары в целях политического шантажа, пока там царят коррупция и произвол, отнимают собственность, то поправка Джексона Винника не будет отменена, а все лоббирование Лазара останется лишь дешевым пиаром, рассчитанным на Кремль, вроде «израильской медали», которой Лазар, якобы, наградил Путина.
Том Лантис в конце концов примет про-российскуюп позицию, отмена поправки не зависит от инициативы его комиссии, а Конгресс все более и более скептически настроен к России». Для России библиотека, как и вся проблема послевоенной реституции является болезненной и там отказываются даже обсуждать возможность возвращения «национального достояния». «Единственный путь решить проблему и получить библиотеку в Бруклин , - сказал Горин на пресс-конференции, - это добрая воля. Россия – это не та страна, которую можно запугать. Это русский менталитет. Если ты запугиваешь этих людей, то они лишь становятся сильней в своем сопротивлении вашей воле».
Поправка Джексона-Винника принятая в 1974 году сегодня кажется анахронизмом, но она действует и накладывает ограничения на торговые отношения с Россией. Некоторые еврейские организации, как Американский еврейский конгресс (мелкая организация, которую не надо путать с Всемирным еврейским конгрессом) лоббируют отмену поправки, однако в связи с возросшей настороженностью к происходящим в России недемократическим процессам, ее отмена кажется более далекой, чем в 1995 или даже 2000 году. Возможности лоббирования раввина Лазара в США существенно упали. Показательно, что консервативная «Уолл Стрит Джорнал», в прошлом охотно предоставлявшая Лазару место для пророссийких выступлений опубликовала в мае резко критическую статью Чая Хазана о его деятельности
17.09.2007 20-31
|