Условия приема евреев в Германию не меняются
Русская Германия
На протяжении последних лет ряд организаций и групп русскоязычных евреев в Германии забрасывали Бундестаг письмами, в которых требовали издать специальный закон о еврейских иммигрантах. Исходили они из того, что причины массового приёма евреев из бывшего СССР немецкие власти открыто не объяснили, а правовой статус этих иммигрантов оставался неопределённым и даже в какой-то мере фальшивым, ибо с развалом советской империи евреи перестали быть беженцами.
Обращения в Бундестаг участились после того, как президент Центрального совета евреев Германии Пауль Шпигель (Paul Spiegel) официально предложил впредь принимать еврейских иммигрантов на основе Галахи, то есть, только лиц, у которых мать – еврейка, или исповедующих иудаизм. Появились сообщения, будто комиссия Бундестага по подготовке Закона об иммиграции согласилась с этим мнением, несмотря на протесты многих членов еврейских культовых общин и других организаций. В письмах, направленных Президенту ФРГ, Федеральному канцлеру, Президенту Бундестага, говорилось о дискриминации тех, кто, не будучи верующим, является евреем лишь по отцу, о недопустимости подмены законов светского государства религиозными предписаниями в угоду руководству ЦСЕГ. Обычно все эти послания попадали в петиционную комиссию Бундестага, откуда их пересылали на экспертизу в Федеральное министерство внутренних дел.
И вот перед нами – ответ этой комиссии с приложением письма из соответствующего министерства (А2-125225-3/1), подписанного экспертом д-ром Ленгутом (Lehnguth). В письме напоминается, что процедура приёма еврейских иммигрантов из бывшего Советского Союза на основе решения глав правительств ФРГ и её земель от 9.1.1991 г. предусматривает в каждом случае отбор лиц, у которых документально подтверждена еврейская национальность или по меньшей мере один из родителей – еврей. При этом подчёркивается, что, в отличие от Галахи, происхождение учитывается не только по матери, но и по отцу. Указанное решение не установило количественного ограничения потенциальных иммигрантов ни по их общему числу, ни по годовой численности.
Далее отмечается, что проект нового Закона об иммиграции (Zuwanderungsgesetz) предусматривает изменения и для еврейских эмигрантов из бывшего СССР. Сначала в нём формулируется общая задача: «Для активной трудовой деятельности должна быть облегчена иммиграция, которая улучшит управление и ограничение притока иностранцев и интеграцию тех, кто остаётся в стране надолго, а также упростит право для иностранцев и право на проживание для граждан Европейского Союза». Отменяется прежний Закон об иностранцах, существующие виды проживания сводятся к двум, а именно – к разрешению на временное пребывание (befristete Aufenthhaltserlaubnis) и на бессрочное поселение (unbefristete Niederlassungserlaubnis).
В конце письма делается наиболее важный вывод: «Согласно проекту Закона об иммиграции, ничего в еврейской иммиграции из бывшего Советского Союза фактически не изменится. Правда, еврейские иммигранты больше не будут рассматриваться на основе Закона о контингентных беженцах, поскольку соответствующий закон отменяется. В дальнейшем они будут получать разрешение на бессрочное поселение, а тем самым – беспрепятственный доступ к рынку рабочей силы; на них, как и прежде, распространяются все социальные льготы и мероприятия по интеграции (§23 II AufenthG-E) «.
Хотя ответ слишком краток и с рядом недоговорок, в целом он внушает оптимизм. Закон об иммиграции пока не принят, однако правящая коалиция рассчитывает, что с 1 января 2003 г. он вступит в силу. В результате, можно полагать, будет создана надежная правовая основа для дальнейшей беспрепятственной иммиграции евреев из стран СНГ и Прибалтики. Они будут избавлены от статуса псевдобеженцев, и в тоже время сохранят за собой все прежние социальные преимущества. При этом им не придётся безуспешно отстаивать свою принадлежность к еврейству, если матери у них – нееврейки.
Давид ШИМАНОВСКИЙ,
доктор наук, профессор,
Карлсруэ
01.04.2002 15-32
|