Свободные евреи свободной территории
Ларри Лакснер Еврейский Обозреватель
В синагоге «Шаарей Цедек» в Сан-Хуане религиозные службы ведут с бимы, украшенной в праздничные дни флагами Соединенных Штатов, Пуэрто-Рико и Израиля. Среди этих флагов было бы справедливо поместить еще один — страны, откуда происходят 90% членов местной общины, насчитывающей 255 семей, — Кубы.
Еврейское население Пуэрто-Рико, 2300 человек, — самая многочисленная и самая богатая еврейская община в Карибском бассейне. И еще это единственный остров в Карибском море, где представлены все три основных движения иудаизма — реформистское, консервативное и ортодоксальное.
Израиль Зайдспинер уехал из Гаваны в 1960 году, через год после прихода к власти Фиделя Кастро. Пожил немного в Нью-Йорке и в конце концов обосновался в Пуэрто-Рико, где открыл сеть процветающих ныне магазинов розничной торговли. «Я собирался прожить в Пуэрто-Рико три года, и вот я здесь уже сорок лет», — рассказывает он. Сегодня Зайдспинер — пенсионер, работающий на общественных началах в «Шаарей Цедек» — Еврейском общинном центром Пуэрто-Рико.
Более 100 детей ходят в местную еврейскую школу, 40–50 человек посещают субботние службы. Члены общины в основном состоятельные люди — ежегодный взнос составляет 1200 долларов. Они активно участвуют в еврейских и сионистских программах, что крайне нетипично. Община также спонсирует еженедельную часовую радиопередачу об Израиле.
«Наш общинный центр — точная копия еврейских общинных центров США, — говорит один из лидеров общины Диего Мендельбаум. — Проблемы возникают с языком: некоторые члены нашей общины не говорят по-английски, а некоторые — по-испански. Если лекция идет на испанском, не приходят англоговорящие, и наоборот».
В Пуэрто-Рико, когда он был еще испанской колонией до американо-испанской войны 1898 года, евреям запрещалось селиться на протяжении более чем четырехсот лет. Поэтому здесь нет старых еврейских кладбищ и синагог, которые встречаются на других островах Карибского бассейна, находившихся под контролем Великобритании, Голландии или Дании.
Евреи начали приезжать на остров после того, как он стал подопечной территорией Соединенных Штатов — в 1952 году. Уже через год горстка американских евреев основала тут «Шаарей Цедек» — первую синагогу на острове — в бывшей резиденции богатой немецкой семьи. В 1954 году эта консервативная синагога пригласила на работу раввина. Молодая община получила существенное пополнение пятью годами позже, когда революция Кастро вынудила почти все 15 тысяч кубинских евреев отправиться в изгнание. Большинство из них уехали в Майами, но кто-то оказался в Пуэрто-Рико. Позже община приняла новых членов — из Аргентины, Колумбии и Венесуэлы.
Мендельбаум и нынешний раввин «Шаарей Цедек» Габриэль Фридман — выходцы из Аргентины. «В Пуэрто-Рико нет антисемитизма, но некоторые журналисты публикуют антиизраильские статьи», — говорит Мендельбаум.
Активно евреи в пуэрториканской политике не участвуют, и все же большинство поддерживает превращение Пуэрто-Рико в 51-й американский штат. Лишь небольшое число евреев выступает за сохранение нынешнего статуса «свободно присоединившегося к США государства с правами самоуправления». Есть среди евреев и те, кто поддерживает сторонников независимости острова.
Помимо евреев, большинство которых живут в столице Сан-Хуан и окрестностях, в стране проживают около 4-х тысяч палестинцев. Однако еврейские лидеры не считают, что общинные институты находятся под какой-то особой угрозой. «После 11 сентября мы предприняли некоторые незначительные меры по обеспечению безопасности, в частности, наняли вооруженных охранников. На входе все без исключения обязаны назвать себя, — сказал Мендельбаум. — Но, на мой взгляд, в этом нет необходимости».
Всего в десяти минутах езды от «Шаарей Цедек» находится «Бейт-Шалом», реформистская синагога, основанная в 1967 году как альтернатива «Шаарей Цедек». Харри Эзратти, давний член «Бейт-Шалом», который сейчас живет в Балтиморе, рассказал, что реформистская община не так богата, как «Шаарей Цедек». Ее принципиальное отличие: многие из семей, составляющих общину, — люди, перешедшие в иудаизм. Духовным лидером «Бейт-Шалом» был раввин Мордехай Ротем, первый израильтянин в истории, ставший реформистским раввином. «Многие пуэрториканцы перешли в иудаизм, причем речь идет не об отдельных людях, а о целых семьях, — рассказывает Эзратти. — Долгие годы мы участвовали в работе нееврейских благотворительных организаций на острове».
«Бейт-Шалом» гордится активно действующей религиозной школой и общинной жизнью. По-своему отмечают в этой синагоге и главные еврейские праздники. Скажем, в этом году на церемонии, посвященной Дню Холокоста и Дню независимости Израиля, трубили в шофар. А сама церемония состоялась в Эль-Морро — древней испанской крепости на берегу Атлантического океана.
Самая малочисленная и самая молодая из трех общин на острове — «ХаБаД Пуэрто-Рико». Она занимает большое желтое здание в центре гостиничного района Сан-Хуана — Исла Верде. Возглавляет общину уроженец Нью-Йорка раввин Мендель Зархи.
Зимой, в разгар туристического сезона в Пуэрто-Рико, ХаБаД проводит богослужения дважды в день. Субботние службы — в зависимости от времени года — посещают от 15 до 80 человек. Главные праздники отмечаются в близлежащем отеле «Риц-Карлтон». В прошлом году Хануку здесь отмечали более 250 человек.
Бородатый 30-летний ортодоксальный раввин — это не тот типаж, которого ожидают увидеть обитатели Исла Верде — пуэрториканские девушки в бикини, пляжные бездельники и моряки, разукрашенные татуировками. Даже многие давние еврейские жители Пуэрто-Рико понятия не имеют о присутствии здесь ХаБаДа. Мендельбаум признался, что никогда ногой не ступал в хабадскую синагогу.
«Географически Пуэрто-Рико — очень перспективное место для создания здесь центра еврейской жизни, — объясняет Зархи. — Мы считаем себя еврейскими специалистами по маркетингу. Сегодня важно не только содержимое, но и упаковка. Иудаизм — очень богатый продукт, выстоявший в многовековых испытаниях. Его надо подавать соответствующим образом».
ХаБаД уже выделил 1,5 миллиона долларов на строительство синагоги и кошерной столовой. А из близлежащих 5-звездочных отелей раввину часто звонят с просьбой организовать кошерный банкет для бар-мицв и еврейских свадеб. Год назад в отеле «Ритц-Карлтон» состоялась церемония завершения написания свитка Торы. На острове такое событие происходило впервые. Зархи рассказал, что пуэрториканцы с «невероятным любопытством» относятся к иудаизму. «Нас хорошо принимают здесь, — говорит он. — Ко всему, что касается религии, местное население относится с уважением, особенно если они видят перед собой богобоязненного человека».
30.09.2004 15-08
|