Идишфест идет в Москву
Jewish.ru
Международный фестиваль еврейской музыки Yiddish Fest имеет все шансы стать одним из самых ярких музыкальных событий этой весны в российской столице. Фестивали клезмерской музыки проводятся по всему миру и привлекают внимание как преданных поклонников еврейского фольклора, так и ценителей по-настоящему интересной музыки. Первый московский Yiddish Fest состоялся в 2005 году, и с тех пор ежегодно проходит на ведущих концертных площадках столицы.
В этом году Фестиваль приурочен к Пуриму — самому веселому еврейскому празднику! 19 марта в клубе Milk Moscow «Пурим от Шаббата до рассвета» — уникальное музыкальное шоу при участии проекта «Эшколь». В рамках фестиваля состоятся выступления виртуозного трубача из легендарной американской группы Klezmatics Фрэнка Лондона, уникального музыканта DJ Джоша Долгина SoСalled из Канады, исполняющего традиционный клезмер в современном звучании, популярного германского клезмера-кларнетиста, лидера группы Khupe Кристиана Давида. Кроме того, участие в Yiddish Fest-2011 принимают уже полюбившиеся публике еврейские фолк- и панк-шансонье Дэн Кан (США) и Псой Короленко, виртуоз клезмерской скрипки Марк Ковнацкий, диско-клезмер-бэнд «Опа!», «Наеховичи» и многие другие.
Сегодня клезмер (традиционно — свадебная, нелитургическая музыка восточноевропейских евреев) — это бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность. Накануне фестиваля мы решили пообщаться с участниками Yiddish Fest и узнать, насколько популярен клезмер сегодня, и какие перспективы ожидают этот музыкальный жанр в будущем.
«К сожалению, популярность клезмерской музыки в Европе постепенно падает, уступая место музыке балканской. Это видно даже по среднему возрасту людей, приходящих на концерты. Тем не менее, можно сказать, что ашкеназская музыка по-прежнему интересует слушателей, и далеко не только евреев. В Германии проходит самый крупный в Европе образовательный семинар Yiddish Summer Weimar, в Кракове ежегодно проходит крупнейший в мире фестиваль еврейской культуры. В целом, в Европе проводятся десятки самых разнообразных фестивалей и семинаров, на которых все желающие могут изучать идиш, ашкеназские танцы, песни и, конечно, непосредственно клезмерскую музыку. Очень приятно видеть, что всё больший интерес к нашей музыкальной культуре просыпается и на территории бывшего СССР. Лучше всяких слов об этом говорит победа нашего фестиваля и лично его директора Анны Пинской в номинации “Культурное событие” на ежегодной премии Федерации еврейских общин России “Человек года”», — говорит Марк Ковнацкий, скрипач и музыкальный директор "Yiddish Fest". По его словам, клезмер, как таковой, уже давно перестал быть сугубо еврейским продуктом, выйдя из внутриобщинного употребления. «К сегодняшнему дню эта музыка стала настолько разноплановой, что нельзя выделить какое-то одно общее направление её развития в будущем. Для меня самое главное — это осознание того, что будущее у неё есть», — уверен музыкант. Не менее оптимистичной точки зрения придерживается шансонье, бард и поэт Дэн Кан: «Надеюсь, что клезмер будет развиваться, путешествуя по всему миру! Было бы здорово, если бы этот музыкальный жанр наконец-то обрел свой дом, свою семью... Я очень рад тому, что в клезмере постоянно появляется что-то новое — инструменты, драйв, в конце концов».
В чем же заключается особенность современного клезмера? С какими музыкальными направлениями пересекается это жанр сегодня? На этот вопрос попробовал ответить певец, поэт и просто человек-оркестр Псой Короленко: «В практике фестивалей и других событий, связанных с клезмером, чувствуется расширение понятия. Причём одновременно в разные стороны. В сторону музыкальных традиций других восточноевропейских (нееврейских) народов. В сторону еврейских жанров, не связанных с клезмерской традицией (кабаре, театр, эстрада, лёгкая музыка). В сторону современных “ненародных” стилей и техник. Достаточно сказать о комбинации клезмера и хип-хопа у Джоша Долгина a.k.a. DJ Socalled, о скрещении электрогитарного драйва, блюза, рока с клезмером у “Наеховичей”, о сочетании традиций клезмера, американского фолка, немецкого кабаре брехтовской традиции, а также, в последнее время (прямо или косвенно), русской песни в работе Дэниэла Кана и The Painted Bird. Сохраняется и ключевая тенденция интеграции клезмера с авангардной, постджазовой и другими видами экспериментальной музыки. Условно говоря, линия Джона Зорна... Надо сказать, что в работе некоторых музыкантов все вышеназванные тенденции проявляются одновременно и как бы помогают друг другу. Например, именно так происходит в различных проектах и коллаборациях у Фрэнка Лондона».
Короленко подчеркивает, что лично для него клезмер означает «не только еврейскую, не только народную и не только музыку». «Это — линия жизни, — говорит он. — Клезмер — художественное воплощение особого социального и духовного опыта. Искусство или наука быть другим, но не чужим. И клезмерская идея действительно задаёт парадигму солидарности одних "других" с другими "другими", как показывает Джонатан Фридман в исследовании «Klezmer America». Клезмер, как музыка, как язык и как жизнь, становится символом оптимистического принятия инаковости и связанных с ней, да и не только с ней, социальных и психологических вибраций, миграций, встреч, дружб, союзов, новых ситуаций, моментов истины. Для разных людей. Не только для евреев. И даже не только для тех, кто играет и любит этот самый клезмер. Это понятие шире и мощнее самого себя. Сосуд, вмещающий многое».
Музыканты уверены, что грядущий Yiddish Fest принесет им массу новых впечатлений. «Вообще, я стараюсь ничего не загадывать, но мой опыт выступлений на фестивале говорит сам за себя, — рассказывает Дэн Кан. — Я познакомился со многими интересными людьми. Каждый раз я восхищаюсь тем, насколько креативен Yiddish Fest. Буду очень скучать по городу Видное — его жители были уверены, что мы — сектанты! Отчасти он правы. Я неоднократно выступал как в России, так и перед русской аудиторией в Нью-Джерси, Мичигане, Хайфе, Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве, Нью-Гэмпшире, Париже, Иерусалиме, Чикаго. Как правило, мы давали концерты вместе с моим другом Псоем Короленко, иногда — с Ваней Жуком. Мне очень нравится играть для русских — никогда не знаешь, чего от них ожидать».
«Конечно, я могу сказать о встрече с моими любимыми музыкантами, которых благодаря таким местам, как Yiddish Fest, я могу назвать коллегами, собратьями по цеху, часто учителями, всегда — друзьями, — признается Псой Короленко. — Трудно перечислить все милые сердцу имена. Могу сказать о желании показать новые вещи, которые мы сделали с группой “Опа!”, а также спеть на идише что-то новое, и о том, что я жду как всегда большого скопления знакомых и незнакомых людей... Но всё же самое интересное в предстоящем событии — это то, чего я не могу представить, помыслить, назвать. То, что я не могу вообразить, потому что этого ещё не было. Настоящее новое в чистом виде. Как показывает опыт, фестиваль Yiddish Fest щедр на такие вещи, он разбрасывает их как некие жемчужины. Я не знаю, что покажет мне Yiddish Fest в этот раз, но знаю по опыту: это будет что-нибудь прекрасное».
10.03.2011 10-56
|