Многоликий Мессерер
Известия
За плечами у художника Бориса Мессерера десятки спектаклей, и этой — главной — стороне его деятельности будет посвящена ретроспекция в Академии художеств, открытие которой назначено на 1 апреля. А выставка, посвященная 75-летию Мессерера, в Музее личных коллекций представляет героя вне кулис.
Хоть и учился он на архитектора, но строить ему предстояло лишь условные пространства. Сказалась театральная наследственность. Впрочем, сын балетмейстера Асафа Мессерера начинал со сценографии не для музыкального, а для драматического театра, оформив несколько постановок в "Современнике". Опера и балет появились позже: вспомнить хотя бы знаменитые декорации и костюмы для "Кармен-сюиты" в Большом.
Но в МЛК показывают другую грань творчества Мессерера — живопись, графику, инсталляцию. Можно было бы сказать, что этими жанрами художник занимался в свободное время, но экспонаты выставки меньше всего похожи на плоды досуга.
Многодельные цветные офорты гигантских размеров появились у него в 90-е годы. Именно их маэстро сделал своей визитной карточкой. А прежде была живопись — тоже не маленькая. Изображения людей нечасто появлялись на листах и полотнах (одно из исключений представлено в почетном углу экспозиции — это довольно давний портрет жены, Беллы Ахмадулиной). Главными же героями Мессерера-станковиста были и остаются предметы неодушевленные. Заголовки вроде "Композиция со стульями, гладильной доской и керосиновой лампой" доминируют на всех трех этажах Музея личных коллекций. Назвать автора авангардистом было бы преувеличением, скорее, здесь можно говорить о стилизациях авангарда.
Впрочем, театр далеко от себя не отпускает. Во всех этих работах черты сценографической эстетики так или иначе присутствуют, пускай даже едва уловимо. А инсталляция — прямое продолжение постановочной деятельности. Например, "Реквием по Венедикту Ерофееву" легко представить частью какого-нибудь спектакля. Или мельничное колесо, составленное из конторских счет и вознесенное под потолок атриума, — чем не декорация для "Дон Кихота"? Выставка устроена в сложном, многоярусном пространстве, и не спрашивайте, кто проектировал экспозицию. Это еще одна ипостась, присущая Борису Мессереру. Для Пушкинского музея он неоднократно упражнялся в выставочном дизайне. Буквально недавно в этом же зале размещал художественные объекты от Тонино Гуэрры. Теперь дошла очередь до собственной персоналки.
28.03.2008 11-29
|