Что такое еврейское искусство?
NRS.com
Американский художник Р.Б. Китай вот уже 10 лет живет в Лос-Анджелесе, вернувшись в Америку из Лондона, c которым была связана очень важная часть его жизни. Он создает еврейское искусство (по его собственному определению - "модернистский Голем), одновременно стараясь понять и объяснить, что же это такое. Китаю 72 года, но он не хочет сдаваться, хотя отождествляет себя со всем еврейским народом еще и в обилии врагов и недоброжелателей (главным образом, в покинутом им навсегда Лондоне). Он – один из самых знаменитых современных художников, обладатель "Золотого льва" Венецианской биеннале и звания Шевалье литературы и искусства, присужденного ему Францией. О нем написаны книги и несметное количество статей, а его работы находятся в коллекциях 50 ведущих музеев мира.
Каталогу своей большой выставки в нью-йоркской галерее Мальборо этот седовласый, похожий на Моисея, мастер, по определению одного из критиков -- "…художник, чьи идеи постоянно находятся в точке кипения и чей мозг никогда не успокаивается…", предпослал "Второй манифест диаспориста", снабженный подзаголовком "Запрещенное искусство". За "Манифестом" следуют 129 пунктов продолжения – "Персональная теория еврейского искусства". Пункты являются своего рода руководством к действию (и к пониманию картин Китая).
Процитирую (в своем приблизительном переводе) несколько пунктов:
"98. Нью-Йоркская школа Абстрактного экспрессионизма была Еврейской школой. Половина лучших ее художников были евреями, другая половина была жената на еврейках. Нью-Йоркский художественный мир был еврейским. Никто об этом сейчас особенно не говорит…
106. Шенбергу (…) принадлежит знаменитая фраза: "Я давно решил быть евреем… Я считаю это более важным, чем мое искусство". Я тоже – в большинство из дней. Но в какие-то несколько часов под калифорнийским солнцем я весь – искусство. Потом, под другим солнцем, пылающим в моем мозгу, я возвращаюсь к тому, чтобы быть евреем – как всегда, евреем искусства, пишущим манифесты, как еврей, основавший ДАДА – Тристан Цара…"
111. Поразительный философ, Франц Розенцвейг, сказал: "Под правлением темной силы… я останусь евреем -- с моим древним еврейским кладом сокровищ, полным самых личных вещей. Унаследованных – не одолженных". Фраза для диаспорного искусства!
112. Рисуй так же хорошо, как любой другой из живущих, или лучше. Но я думаю, что Хокни – самый лучший живущий рисовальщик. Мы следили за рисунками друг друга 46 лет, человек диаспоры и его хозяин". И так далее, и тому подобное.
"Манифест" пестрит цитатами, ссылками на Фрейда, Маркса и историков искусства и именами: Сюзан Зонтаг и Эби Варбург ("Еврейский пророк моей Оксфордской молодости"), Кафка, Пруст, Филипп Росс, Исайя Берлин, Эйнштейн и Эйзенштейн (в ряду главных для автора еврейских пророков), в также Джотто, Рембрандт, Ницше, Матисс и многие другие, причисленные к ряду его нееврейских пророков. Как и картины Китая, "Манифест" полон одновременно горечи, иронии, мудрости и чудачества, энциклопедизма и наивности. Вы распознаете эту смесь в его искусстве, даже не читая "Манифеста". Распознаете и то, что у Китая свой вариант иудаизма: он исповедует веру в женскую сторону Божественного -- Шехину.
Представленные на выставке почти сто произведений (живопись и рисунки) – концентрированное воплощение его "нового стиля", который он сам с присущей ему иронией называет "стилем старости". Многие созданы по мотивам живописных шедевров прошлого, все – автобиографичны, большинство снабжено комментариями и если в картине есть женская фигура (с крыльями ангела или без них) можно быт уверенным, что прообраз ее -- покойная жена художника Сандра.
Будущий художник родился в Кливленде, получил имя Рональд Брукс и рос под присмотром и влиянием матери, дочери евреев-эмигрантов из Российской империи. Китай – фамилия его отчима, венского доктора Вальтера Китая, появившегося в его жизни в 1941 году, тоже - эмигранта, беглеца из нацистской, предвоенной Вены.
Жизнь художника была полна перемен и приключений: моряк в торговом флоте и студент нью-йоркского колледжа Купер Юньон, снова моряк – и студент Венской академии художеств, солдат американских оккупационных сил в Центральной Европе – и ученик Школы рисунка Оксфордского университета, преподаватель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и житель Парижа и Лондона… В 80-е годы Китай был избран в Британскую королевскую академию художеств и написал свой "Первый манифест диаспориста".
В 1994 году Лондонская галерея Тейт, а затем и музей Метрополитен организуют большие ретроспективы его творчества. Но признание сопровождается трагедией. Лондонские критики обрушивают на художника шквал негативных, часто издевательских статей (Китай по сей день называет эту историю "Тейтовской войной" и, судя по всему, не может от нее оправиться). Этот "погром" и внезапная смерть горячо любимой жены, Сандры, в том же году, в возрасте 47 лет, заставляют Китая покинуть Лондон и вернуться с младшим сыном Максом в Лос-Анджелес.
Там сегодня художник и обитает - в окружении сыновей и внуков, размышляя о еврейском искусстве и продолжая свои поиски, подталкиваемый, как он сам говорит, постоянным "соблазном проникнуть в незнаемое, сделать нечто новое – даже в таком устаревшем жанре, как живопись".
Как и его друг Люсьен Фрейд, Китай предпочитает старое доброе фигуративное искусство, но с реальным миром его картины имеют мало общего. На первый, поверхностный взгляд они даже могут показаться странными. Впрочем, по меткому определению одного из критиков, они "достаточно странные, чтобы приковать наше внимание".
Выставка проходит до 2 апреля. Адрес галереи – 40 Вест 57 улица, между Пятой и Шестой авеню, Манхэттен.
09.03.2005 10-49
|