Латиноамериканские художники-евреи в Нью-Йорке
NRS.com
Две выставки проходят в эти дни в Музее Университета Ешива в Манхэттене. Первая - выставка родившегося в Гватемале Хайме Пермута "Манхэттенская карта минха": 34 фотографии, на которых запечатлены нью-йоркские минха – небольшие еврейские молельни. Вторая представляет работы перуанца Мойко Якера: 60 картин и рисунков на тему "Трудно молиться".
Обычно Гватемала и Перу ассоциируются с древними цивилизациями майя и инков. Редко у кого названия этих латиноамериканских стран вызывают образы еврейских общин. Но такие общины существуют, и именно из них вышли эти художники.
"Я понимал, что мне придется уехать из Гватемалы, когда еще был подростком, - говорит 37-летний Пермут. – В столице моей страны – Гватемала-Сити – живет всего тысяча евреев. И ко мне всегда относились, как к чужаку, всегда видели во мне гринго. Меня с детства дразнили евреем, даже приходилось из-за этого драться на игровой площадке".
В 17 лет Пермут уехал из Гватемалы и отправился в Иерусалим, где провел шесть дет и учился в Еврейском университете. Сейчас он живет в Нью-Йорке. Именно в Городе Большого Яблока, признается Пермут, он вновь обрел свои гватемальские корни. По приезде в Америку он начал встречаться с бывшими соотечественниками – писателями и художниками, и сейчас чувствует себя больее связанным с родиной, чем тогда, когда жил там. Возвращение к латиноамериканскому "фону" не подавило его приверженности еврейскому культурному наследию, просто привело к более глубокому пониманию двойной природы своего "я".
Пермут начал работать над "Манхэттенской картой минха" в 1999 году, когда ему в руки попал номер газеты "Тора таймс", где приводились адреса десятков минха, расположенных в различных районах города. Он побывал во всех молельнях, фотографировал евреев, совершающих молитву в казалось бы самых неподходящих условиях: раскачиваясь над ящиками с электронным оборудованием или в задней комнате магазина, торгующего пуговицами.
"Самодельная" природа этих сценариев очень привлекала его. Наблюдая небольшие островки еврейской религиозности в совершенно "нееврейских" местах, Пермут видел в них связь со своей жизнью в Латинской Америке.
Работы Мойко Якера также связаны с его культурной "двойственностью". Как и Пермут, родившийся в Перу Якер еще юношей отправился в Израиль. Став художником, он делит свое время между Лондоном, Парижем и городами Израиля. Но его воспоминания о бывшей родине гораздо теплее, чем у Пермута.
Якер начал работать над серией "Трудно молиться" в 2002 году, когда в очередной раз отправился в Израиль. В результате на свет появились 60 картин и рисунков, в которых иудаизм сплавлен с магическим реализмом латиноамериканского искусства.
Экспозиции "Манхэттенская карта минха" и "Трудно молиться" демонстрируются в Музее Университета Ешива. Адрес: 15 West 16th Street (между Пятой и Шестой авеню).
08.02.2005 09-57
|