Русская ксенофобия
ИноСМИ.Ru
За последними антисемитскими скандалами стоит застарелый комплекс нетерпимости
- Знаю, знаю. Мы - тобою избранный народ, - говорит Богу Тевье, бедный еврей-молочник царских времен в 'Скрипаче на крыше', - но разве ты хоть раз не можешь выбрать себе кого-нибудь еще?
Российский антисемитизм снова встал на повестку дня, когда в прошлом месяце несколько политиков присоединились к призывам запретить все еврейские организации. Но вообще сегодня расизм и расисты в России в основном выбирают для своих нападений другие национальные меньшинства. Как печальное следствие националистического тона российских политиков, в стране продолжает шириться ксенофобия в отношении всех и вся. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге убили и зарезали двух студентов из Северной Кореи, которым не исполнилось еще и двадцати - только в текущем году это было четвертое подобное нападение на иностранных студентов в городе. В прошлом году в том же Санкт-Петербурге были убиты девятилетняя таджикская девочка и вьетнамский студент. На другом конце страны, во Владивостоке, насмерть забили еще одного северокорейца, а в Воронеже, в самом сердце Европейской России, убили студента из Гвинеи-Бисау.
Все эти преступления совершают быстро растущие группировки российских 'скинхедов' - по данным Московского бюро по защите прав человека (Moscow Bureau for Human Rights), 'скинхедов' уже пятьдесят тысяч. Директор бюро Александр Брод рассказывает, что в прошлом году они совершили 44 убийства; кроме того, за ними около трехсот других случаев насильственных действий, и с каждым годом эти цифры увеличиваются на треть. По словам одного индийского студента, изучающего в Москве медицину, он выбирается в центр города только в составе большой группы и даже в том районе, где живет, отваживается ходить в одиночку только по утрам.
Точную статистику инцидентов на национальной почве составить трудно - в частности, потому что на них неохотно реагируют в полиции. Недавно начальник московской полиции вообще заявил, что в городе никаких скинхедов нет. По мнению социолога Александра Тарасова, дело в том, что ему приказали сконцентрировать свое внимание на других вызовах существующей власти, например, на протестах левой оппозиции. Многие иностранные студенты, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, могут засвидетельствовать, что полиция совсем не рвется их защищать.
Обычно ксенофобию объясняют двумя факторами. Первые говорят главным образом о событиях последних лет - дезинтеграции Советского Союза и трудностях 90-х годов. Действительно, скинхеды, многие из которых молоды, не имеют работы и стремятся, как выражается исследователь русского расизма Виктор Шнирельман, 'почувствовать себя победителями, хотя бы и в пределах лишь своего города', вполне вписываются в этот шаблон.
Также в него вписывается и новая 'иерархия российских расизмов'. С одной стороны, до сих пор силен антисемитизм - как в парламенте, так и на улицах. В январе двое раввинов в Москве подверглись нападению в одном из подземных переходов: их избила группа людей, кричавших 'Бей жидов!'. Один из них, Александр Лакшин, говорит, что когда он, весь в крови, зашел в магазин и попросил о помощи, ему велели убираться вон. Недавно по телевидению прошло телешоу, в котором речь шла об антисемитском письме российских политиков, и зрительское голосование выиграл коммунист-антисемит.
С другой стороны, людей очень многих национальностей (смотри схему) в России не любят еще больше, чем евреев. Сильнее всего ненавидят людей с Кавказа и особенно из Чечни, причиной чему, скорее всего, чеченские войны. Что немаловажно, предубеждения против всех жителей Юга (а среди них есть и христиане) в России сильнее, чем против мусульман из центральных регионов страны - к примеру, из Татарстана.
Пик насилия против кавказцев пришелся на период после резни в школе в Беслане, произошедшей в прошлом году, но и каждый день нерусских людей подстерегает опасность быть оскорбленными или подвергнуться нападению. Волну насилия против кавказцев не остановил даже скандал, случившийся прошлой осенью, когда в полиции избили полковника российских ВВС, кавалера многих орденов и дагестанца по национальности. Чеченец Аслан, житель Москвы, рассказывает, что полиция требует с него и его соотечественников огромные взятки; люди не хотят сдавать им квартиры и принимать их на работу.
- Сегодня это мы, - философски говорит он, - но вчера это был кто-то другой, а завтра будет кто-нибудь еще.
Понятно, что удел Аслана стал намного горше благодаря недавним событиям на Кавказе. Однако, если проанализировать явление русского расизма несколько глубже, то станет ясно, что он проистекает из более старых социальных и культурных источников и корнями уходит еще в царскую Россию. Социальные и культурные факторы, которые его обусловливали, вышли на поверхность, как только это стало возможно, но даже при советской власти, хотя она и проповедовала идеологию братской любви, никогда до конца не исчезал.
В конце концов, бытовые нападения на кавказцев, которых еще с советских времен не любят за то, что они доминируют на московских продуктовых рынках - явление отнюдь не новое. Взгляд на людей с Кавказа как на врагов поддерживается старыми корнями этнического национализма, очень сильными в умах всего населения. По данным опроса центра Левады, проведенного в декабре, 59 процентов респондентов заявили, что разделяют идею 'Россия для русских'.
В какой же степени следует винить в происходящем правительство? Да, президент России Владимир Путин осудил антисемитское письмо, но существует еще 'серая область' между ксенофобией и тем сортом параноидального национализма, который поддерживают господин Путин и основные российские политики - привычка до неприличного быстро сваливать на 'чужих' всю вину за российские беды.
23.02.2005 10-50
|