Заглянем в тору.Что значит идти в ногу со временем?
Inostranets
Я приглашаю вас заглянуть вместе со мной в Тору, посмотреть текст, который читают евреи во всем мире. Я приглашаю вас делать это каждую неделю в течение всего года – разумеется, если не надоест, – и прочесть таким образом всю Тору, а если надоест, я не настаиваю. Само собой, мое приглашение адресовано вовсе не только евреям и не только религиозным людям: если у вас есть хотя бы минимальный интерес к Библии, но раскрыть ее как—то недосуг, – вы мой читатель. Не стоит ждать от этого совместного чтения глубин, откровений и мистических тайн – я хочу, по возможности, обратить ваше внимание лишь на детали.
Термин «Тора», вообще говоря, достаточно многозначен. Однако здесь он всегда будет использоваться только в одном смысле: как Пятикнижие, как первые пять книг Библии.
Тора прочитывается в синагоге полностью на протяжении года: каждую неделю один фрагмент, называемый недельным разделом. Это очень древняя традиция – ей чуть меньше двух тысяч лет. До этого Тору прочитывали полностью за три года, но потом перешли на годичный цикл.
Еврей, живущий традиционной жизнью, читает Тору изо дня в день всю жизнь. Ее герои, ситуации, проблемы становятся непременной постоянной и интегральной частью его сознания, они накладываются на рутинные события повседневной жизни и переплетаются с ними, он соотносит свои дела, мысли и чувства с тем, о чем читает в Торе, он рассматривает сиюминутную политическую ситуацию в свете текущего недельного раздела, он воспринимает Тору как императив, по которому выстраивает свою жизнь. Ну, скажем так, выстраивает с большим или (зачастую) меньшим успехом, но, уж коль скоро он принадлежит к ортодоксальному миру, он воспринимает Тору как то, что определяет рамки и нормы его жизни; укладывается ли он в эти рамки и в эти нормы – другой вопрос, но он твердо знает, что они есть и что с ними надо считаться.
Поскольку во всем мире во всех синагогах в определенную неделю читается один и тот же недельный раздел, он задает для всего еврейского мира общую культурную среду, общую тему для размышления и обсуждения, которая легко и непринужденно поддерживается во всех градах и весях, странах и континентах, параллелях и соответственно меридианах, на которые ступала еврейская нога, а где она только ни ступала! Ты мог приехать из своей Жмеринки на край света – да хотя бы в Париж: в синагоге читают там сегодня то же самое (если вы мне не доверяете, можете легко проверить).
Такое отношение к тексту или, лучше сказать, отношения с текстом, делают его всегда суперсовременным, суперактуальным. Основатель движения Хабад – наиболее активного сегодня движения в хасидизме – рабби Шнеур Залман из Ляд (1746-1813) задавал вопрос: что значит идти в ногу со временем? – и отвечал на него: «Это значит жить в соответствии с недельным разделом Торы». Определение основателя Хабада предполагает, что Тора сама по себе структурирует время, задает его ритм. Кстати, в былые времена существовал обычай ставить на письмах вместо даты название недельного раздела. Таким образом, пишущий не только замещал дату эвфемизмом, но и соединял свое послание с сюжетом и смыслом раздела, а также и с комментариями к нему (все это было прекрасно известно адресату), отчего текст письма приобретал порой неожиданное освещение и дополнительное измерение.
Кстати, о названиях. Все вы прекрасно знаете (а если нет, тоже ничего страшного), что первые пять библейских книг называются в русской традиции так: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие». Идея этих названий очевидна: обобщение содержания. В книге «Бытие» речь идет о создании мира, в «Исходе» – об исходе из Египта. Источник этих названий – в Талмуде, однако привились они в христианском мире, в еврейском же верх одержал все-таки иной принцип именования. В названия книг выносится первое ключевое слово текста. Первая книга Торы зовется в еврейской традиции «Берешит», что значит «В начале», поскольку начинается она словами «В начале сотворил Бог». Вторая книга называется «Шмот» («Имена»), поскольку первые ее слова: «И вот имена сынов Израилевых». Ну и так далее – то же самое.
Недельные разделы тоже именуются, причем по тому же самому принципу: в название вытаскиваются первые ключевые слова. Во всех еврейских изданиях название недельного раздела выносится в колонтитул: открыв книгу в произвольном месте, вы сразу определяете, в каком разделе находитесь. Само собой, в христианских изданиях нет ничего подобного.
Как вам, должно быть, известно, библейский текст делится на главы, главы нумеруются. Это христианская традиция, перенятая еврейским миром во второй половине XVI века. Благодаря этому заимствованию у евреев и христиан существует общий аппарат ссылок, и если время от времени разговаривать друг с другом по поводу текста, так это удобно.
Как соотносятся главы с недельными разделами?
Глав куда больше, поэтому один недельный раздел вбирает в себя несколько глав, причем совершенно не обязательно совпадает с их границами: еврейские и христианские комментаторы порой по-разному определяли логический конец одной темы и начало другой.
На следующей неделе во всех синагогах мира начинается очередной цикл чтения Торы.
И вот (хочу повторить то, с чего начал, а то вы, небось, уже и подзабыли) каждую неделю я предлагаю вам вместе со мной открывать тот раздел, который читается именно в это время. А я его буду по мере сил обсуждать, основываясь главным образом на еврейских классических комментариях.
Но обратите внимание: без глубин, высот, каббалистических тайн, откровений, озарений и левитаций. Повторяю это на случай возможных претензий, а то ведь вот человек решил духовно возвыситься, стал ради этого читать со мной Тору и потерпел полный афронт. Духовное возвышение – прекрасная цель, но ведь я ему ничего такого не обещал. Ведь не обещал?! Я не против левитаций, я даже за, но просто это совсем другой проект. А здесь я хочу обратить ваше внимание исключительно и только лишь на детали. Между прочим, в Торе есть масса интересных деталей, должно быть, вы об этом догадываетесь. А если нет – тоже не беда; если вы составите мне компанию в чтении Торы, обязуюсь вам это продемонстрировать.
На сем я прощаюсь с вами. До встречи через неделю, когда мы заглянем в первый недельный раздел Торы.
04.10.2001 11-24
|