В Биробиджане открыли памятник Шолом-Алейхему
BBC
Классик еврейской литературы Соломон Рабинович, больше известный миру под псевдонимом Шолом-Алейхем, никогда в Биробиджане не был. Он умер в 1916 году, задолго до начала переселения евреев на российский Дальний Восток.
Тем не менее, в пятницу писателю открыли памятник в Биробиджане, административном центре Еврейской автономной области (ЕАО), которая празднует в эти дни свое 70-летие. Сидящий в кресле на высоком постаменте Шолом-Алейхем смотрит на носящую его имя улицу, главную в городе.
Сорвав с памятника белый покров, почетные и остальные гости в сопровождении сотни-другой жителей Биробиджана перешли на несколько кварталов к западу и остановились у только что построенного здания синагоги.
Когда ведущий церемонии открытия предложил перерезать ленточку специально прилетевшему для этого за семь тысяч километров от Москвы главному раввину России Берл Лазару и губернатору ЕАО Николаю Волкову, случилась небольшая заминка.
Русский по национальности губернатор стоял на 25-градусной жаре в костюме и галстуке, но без головного убора. По еврейским же традициям мужчина с непокрытой головой в синагогу входить не должен. Однако достаточно быстро нашелся доброжелатель, протянувший губернатору белую праздничную кипу.
Надевая ее, Волков спросил собравшихся: "Как вы думаете, пойдет?", вызвав аплодисменты собравшихся.
Сегодня дети уже не стыдятся своего еврейства и, не таясь, танцуют народные танцы
Подобные вопросы - пойдет ли кипа, какого цвета она должна быть в той или иной ситуации и чем она отличается от широкополой хасидской шляпы, как и другие вопросы иудаизма в частности и еврейства в целом волнуют сегодня в Биробиджане многих, причем вне зависимости от национальной принадлежности.
С одной стороны, область зовется Еврейской, но с другой - 70 лет назад осваивать эти земли приезжали самые разные люди - русские и украинцы, евреи и белоруссы, татары и литовцы.
Но откуда бы ни приезжали энтузиасты-первостроители, всем им пришлось неcладко. И дело не только в тяжелейших бытовых условиях и огромном количестве гнуса в заболоченной тайге.
Сколько в Биробиджане евреев?
Уже в 1937-м, то есть через три года после учреждения еврейской автономии, начались сталинские репрессии, за которыми последовали десятилетия менее жесткой, но достаточно последовательно проводившейся политики государственного антисемитизма.
Все что было еврейского в этот период в Еврейской автономной области - это выходившая на идише газета, которую почти никто не умел читать, говорившее по часу в день на идише радио, которое мало кто слушал, да национальный колорит, носителями которого служили еврейские бабушки у подъездов и "Семь сорок", под которую отплясывали на свадьбах.
Новая центральная синагога Еврейской автономной области
Неудивительно поэтому, что многие в Биробиджане до сих пор мезузу называют медузой, а кипу - тюбетейкой. Неудивительно, что вывески и транспаранты на улицах города написаны на странной смеси стилизации букв под ижицу и идиш. Говорят даже, что как-то один биробиджанец убеждал сомневавшихся: "Вы что, не верите, что я чту шабат? Да как вы можете, вот вам крест!"
Но, кажется, ситуация понемногу меняется, и вот уже в городе открыта первая в регионе синагога, построенная по всем канонам иудаизма (а при ней воскресная школа и благотворительная столовая для малоимущих), а Берл Лазар называет главу здешней администрации "нашим любимым губернатором".
И все пытаются узнать, сколько же - с учетом переселенцев и репрессированных, уехавших в Израиль и вернувшихся обратно - в Еврейской автономной области осталось евреев. Если верить статистике, то совсем немного: в городе около 4%, а в области и того меньше - 1%. Но верят далеко не все. Один из сомневающихся - Сергей Лесков, высокопоставленный чиновник областной администрации.
"Посмотрите на нас, и вы поймете, какая здесь может быть статистика, - говорит он. - Моя фамилия Лесков. Вроде русская фамилия. Да и имя - Сергей Петрович. Но бабушка моя Левина, так вот. И таких очень много, ассимилированных. Так что не зря у нашего города такой колорит, колорит, который присутствует только в двух городах бывшего Советского Союза. Это, естественно, Биробиджан, ну и, конечно, Одесса".
Так выглядят вывески в Биробиджане
Но даже Одесса не может похвастать подарком, который получил Биробиджан в преддверии юбилея.
Этим летом приехала в город семья из Киргизии, тщетно пытавшаяся зачать наследника. Уже здесь узнали, что жена беременна - и здесь же решили рожать. В начале сентября, буквально неделю назад, в местном роддоме на свет появился здоровый малыш, которого счастливые родители решили назвать именем города, в котором сбылась их мечта.
Так что живет теперь на свете и подрастает человек по имени Биробиджан Касаров. Жители области надеются, что счастливая судьба ждет обоих тезок.
11.09.2004 12-12
|