Линия жизни Аркадия Зарецкого
Семен Аронович, Еврейский Обозреватель
Две установки характеризуют жизненные устремления, жизненную позицию этого человека - спорт и техника. Эти две определяющие его большой, интересной, насыщенной добрыми делами жизни испытаны почти целым веком. Полковник в отставке Аркадий Зарецкий - неиссякаемый источник интереснейшей информации, положительной энергетики, оптимизма, мечтаний и свершений. Каждый визит к нему, как правило, заканчивается очерком или зарисовкой эпизодов его жизни.
Нынешнюю встречу, в канун его 97-летия, инициировала книга Л.Мининберга «Евреи в российском и советском спорте (1891-1991)». В ней, в частности, рассказывается и об аттракционе «Гонки двух мотоциклов по вертикальной стене», который в начале 1930-х годов привезли в Москву американцы. Представление было цирковым по форме, но спортивным по содержанию. «В числе последователей этой программы, имевшей колоссальный успех у зрителей, были киевляне Петр Салашный и Аркадий Зарецкий», - пишет автор книги.
И вот я в доме ветерана войны и труда с интересующим меня вопросом:
- Как вы, полковник, бывший начальник крупного танкоремонтного завода в Житомире начали в 50 с лишним лет гонять по вертикальным стенам на мотоцикле?
- У всего своя предыстория, свои побудительные мотивы, своя, если хотите, логика и мораль, - охотно и с энтузиазмом начал он свой рассказ, еще раз подчеркнув, что у него, в отличие от пушкинского героя, две пламенные страсти - техника и спорт.
НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК
В конце 1920-х годов в Москве на Никитском бульваре открылся автомотоклуб. Аркадий был активным членом этого спортивного добровольного общества. Его - мотоциклиста с десятилетним стажем, владельца лучшего по тем временам мотоцикла «Индиана-скаут», студента - избрали председателем технической комиссии мотоциклетной секции. Примерно в это же время в Парке культуры и гастролировал американский цирк, о котором говорится в книге. Американец Боб и его подруга Китти покоряли москвичей трюками на мотоциклах по вертикальной стене.
Через пару лет, когда А.Зарецкий уже работал главным инженером номерного завода, к нему пришли коллеги по автомотоклубу Григорий Левитин, Александр Смирнов и попросили помочь в строительстве такого же аттракциона, как у американцев. Аркадий Абрамович и сам заразился этой идеей, а потому сразу согласился оказать им практическую помощь. Он помог в подготовке необходимых чертежей, документации и принял участие в строительстве «Бочки». Так именовали зрители этот цирк. Более того, он отдал им свой мотоцикл, наиболее подходящий для представления и стоивший тогда 8 тысяч рублей.
Спустя какое-то время ребята вернули ему деньги и он купил себе мотоцикл фирмы «BSА».
У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ТАНКОВ
Автомобиль Аркадий Зарецкий впервые увидел в 1914 году в своем родном городе Мозыре. Один заезжий литератор назвал этот красивый город «Белорусской Швейцарией».
- Увидев военную машину, я бежал за ней версты две, пока она не остановилась на базарной площади, - вспоминает ветеран. - Заметив мое любопытство, шофер - толстый усатый дядя - посадил меня рядом с собой и начал подробно рассказывать о каждой кнопке, о каждом рычаге и даже разрешил надавить на «грушу», издающую сигнал. Я там же решил, что буду автомобилистом.
Судьба, однако, распорядилась несколько по-другому. После окончания военно-конструкторского отделения автомобильного факультета Московского автотракторного института им. М.Ломоносова А.Зарецкого в 1932 году призвали в армию и направили на учебу в Военную академию механизации и моторизации (ВАМ) - так в то время называлась Военная академия бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Р.Малиновского. Она была создана на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии им. Ф.Дзержинского и Московского автотракторного института им. М.Ломоносова. В то время Советский Союз сильно отставал в механизации боевой техники, и руководство страны стремилось в кратчайшие сроки устранить этот разрыв.
Как вспоминает А.Зарецкий: «Главным танком у нас перед войной был Т-26. Лицензия на его производство была куплена в Великобритании. Но необходимо было переработать все чертежи, перевести дюймы в миллиметры. Мне пришлось заниматься этим кропотливым трудом в должности старшего мастера, а затем мастера смены».
Рассказал Аркадий Абрамович и о других танках, в частности, о танке Т-34 - лучшем танке Великой Отечественной войны. История его создания тоже не проста. Его «крестным отцом» А.Зарецкий считает американский гусенично-колесный танк «Кристи».
Часто вспоминает он о своем школьном друге Жозефе Котине - главном конструкторе танков «КВ» и «ИС». И в институте, и в академии он и его друзья были не столько студентами и слушателями, сколько соучастниками создания бронированного щита страны. Многое из сказанного моим собеседником можно было бы вычитать в энциклопедиях, справочниках, мемуарах, но совсем другое дело слышать все это от живого свидетеля той эпохи.
ПОТОМ БЫЛА ВОЙНА
С началом войны Аркадий Зарецкий увидел танки уже не только на чертежной доске или на сборке в цехах заводов и на полигонах. Он увидел их в бою, увидел в самом крупном танковом сражении под Прохоровкой, где наша бронетанковая техника сошлась с немецкой в ближнем бою почти, как говорят пехотинцы, в рукопашной схватке.
Война вскрывала и недочеты в конструкции танков. Он устранял их - и непосредственно в бою, и в цехах возглавляемого им подвижного танкоремонтного завода 1-го Украинского фронта. В начале 1945 года к нему приехал командующий бронетанковыми и механизированными войсками фронта Герой Советского Союза генерал-полковник Н.Новиков и поделился возникшими проблемами: «Мы оказались почти перед катастрофой, кончаются запасы траков и пальцев для гусениц танков». Обеспокоенность старшего начальника как бы мобилизовала офицера. Эти на внешний вид простые детали были сложны в производстве. Производственные мощности не позволяли этого сделать. А.Зарецкий оставил за себя заместителя, а сам с группой инженеров стал обследовать заводы на территории освобожденной Польши. Творческий ум и твердая воля командира нашли выход из создавшегося положения, через очень короткое время траками и пальцами был полностью обеспечен не только свой, но и соседние фронты.
После войны его завод получил «гражданскую прописку» в Житомире. Принял А.Зарецкий завод с несколькими убогими станками, а сдал - оборудованным самой передовой техникой. В начале войны завод ремонтировал по 30 двигателей в месяц, в конце войны - 500.
Успешно решил Аркадий Абрамович и личный вопрос. С войны он вернулся с Марией Васильевной, и прожили они в мире и согласии почти 60 лет.
ГАСТРОЛЕР
Полковник А.Зарецкий, человек кристально честный и порядочный, любил всегда чистую и откровенную игру. Если и выходил на бой со своими оппонентами, то обязательно с «открытым забралом». Почувствовав, что вокруг него затевается что-то нечестное и нечистое, он вышел в отставку и переехал в Киев. Здесь его пригласили на работу начальником техотдела одного из киевских авторемонтных заводов. После того, как А.Зарецкий наладил производство дефицитнейших в то время шестеренок коробки передач, машина ЗИС-5 выходила из ремонта как новенькая. Директор завода тут же предложил ему производить и реализовывать шестерни как левый товар. Такое предложение вызвало возмущение у фронтовика, и он ушел с работы.
Несколько дней спустя А.Зарецкий случайно встретился со своим боевым другом майором Ковриковым, работавшим управляющим треста «Киевгазстрой». Узнав, что он остался без работы, тот пригласил его в трест главным технологом. С присущей ему энергией и энтузиазмом Аркадий Абрамович активно включился в газификацию города. Все шло хорошо, пока у начальника отдела кадров не возник вопрос: «Не может быть, чтобы человек, занимая такие высокие должности в армии, был беспартийным. Наверняка что-то натворил, его выгнали из партии, а он это скрывает».
Не стерпел недоверия и подковырной возни вокруг себя честный человек и, вопреки просьбам и уговорам управляющего, ушел из треста.
- Видимо настало время поговорить о вашем аттракционе и гастролях, - напоминаю ему.
- Настало, - согласился полковник и рассказал, что именно в это время в Киеве гастролировал его довоенный приятель Петр Салашный. Встретились, поговорили, и у А.Зарецкого стала крепнуть мысль о своем цирке. С помощью друзей он осуществил задуманное. Совместно с Константином Поповым, бывшим заместителем партизанского отряда, он сконструировал и построил на собственные средства «Бочку», предварительно продав все свое имущество. Помог деньгами и К.Попов. Перешел к ним механик от П.Салашного, и они втроем начали гастроли по стране. К традиционным двум мотоциклам добавился еще и автомобиль, сконструированный А.Зарецким. Почти десять лет гастролировал по стране Аркадий Абрамович со своими друзьями. После гастролей в Красноярске он передал цирк К.Попову и уехал на новую работу в Киев. Был ему тогда 61 год.
- Аркадий Абрамович, если бы вас попросили кратко подытожить сделанное и определить линию своей жизни, что бы вы ответили?
- Я скажу, что никогда никому не прислуживался, честно отдавал долг Родине. Всю свою жизнь служил и продолжаю служить народу. На жизненном пути мне, как правило, встречались и встречаются хорошие, порядочные и добрые люди: от учителя по слесарному делу до маршала Советского Союза Г.Жукова, с которым лично пришлось общаться на фронте. Я никогда не был членом КПСС и не жалел об этом.
Аккумулировав в себе всю человеческую мудрость и доброту, он щедро отдает ее не только детям, внукам и правнукам, а и всем тем, кто соприкасается с ним в Киевской организации фронтовиков. Прислушиваясь к его добрым советам, мы можем смело сказать: повезло и нам, что рядом есть он, полковник-инженер в отставке Аркадий Зарецкий.
Из письма с завода: «Уважаемый Аркадий Абрамович! У нас все нормально. Завод работает, живет, движется вперед. Задержек с зарплатой у нас не бывает. Финансовое положение особой тревоги не вызывает... По поводу Ваших дельных предложений рады Вам сообщить: все сделано. То, что Вы передали музею, выставлено на стендах. Так что, все ваши пожелания мы выполнили... Очень надеемся побывать на Вашем столетнем юбилее».
07.09.2005 09-43
|