Киевский Дон Кихот
Александр Муратов
Я уж и не вспомню, когда я познакомился с Александром Шлаеном. Наверное, лет сорок назад. Он в моей памяти навсегда остался остроумным, подтянутым, спортивным и очень киевским. Для меня София, Лавра, склоны Днепра с Владимиром, Андреевский спуск и Саша Шлаен составляли понятие «Киев».
Саша всегда был элегантным, даже щеголеватым. Но это не было бравадой или пижонством. Он всегда был естественным, уместным. У него был ум политика или дипломата. Уверен, он и стал бы политиком или дипломатом, не родись в этой стране евреем. Конечно, встречались здесь и очень успешные евреи. Чаще всего они процветали в области техники и точных наук. А вот разным гуманитариям, чтобы их признали и допустили к привилегированному корыту, нужно было совсем уж виртуозно угождать власти.
Но Александр Шлаен был не из «карманных» евреев. Поэтому много лет, обладая талантами режиссера-документалиста, политолога, публициста, был практически не востребован. Вследствие этого потерял не только Шлаен, но и общество, не воспользовавшееся его талантами.
Последние 15 лет, как бы наверстывая упущенное, он развернул чрезвычайно активную деятельность в публицистике и в созданном им общественном историко-просветительском центре «Бабий Яр», который возвращал из небытия имена и судьбы жертв Холокоста, осмысливал причины трагедии Бабьего Яра, разоблачал виновников массовых убийств по национальному признаку. Гневные отповеди Александра Шлаена антисемитам имели большой общественный резонанс. А его историко-политические публикации в «Зеркале недели» с нетерпением ждала чуть ли не вся страна. Во всяком случае, вся ее культурная часть.
Нужно сказать, что Саша Шлаен был киевским Дон Кихотом, ибо победить в борьбе с глупостью и антисемитизмом не имел никаких шансов. Но нужно учесть, что он боролся не с безобидными мельницами, а с влиятельными и потому опасными врагами. Следует сказать - даже эти враги видели разум и эрудицию Александра и даже иногда привлекали его в качестве консультанта. Честно говоря, кто только ни пользовался его знаниями, его конструктивными идеями.
Я и сам нередко обращался к Саше за информацией или советами. И всегда получал точный и аргументированный ответ.
Уже год, как он ушел, а моя рука так и тянется к телефону, чтобы набрать Сашин номер. Что-то узнать у него или что-то рассказать, узнать его мнение, а может, поспорить. Я постоянно чувствую, как его не хватает.
18.07.2005 12-52
|