Коган спас Россию
Ведомости
Швейцарская Noga больше не будет преследовать Россию и арестовывать ее имущество. Долг России перед компанией, составляющий около $70 млн, приобрел американский бизнесмен Александр Коган. Сделка, как он сам объяснил “Ведомостям”, совершена в интересах российского правительства.
Нессим Гаон подтвердил вчера “Ведомостям”, что долг России перед Noga в сумме около $70 млн приобретен американским бизнесменом Александром Коганом. “Насколько нам известно, Алекс Коган сделал это в интересах Российской Федерации и он, возможно, извлек прибыль из этой сделки”, — говорит Гаон.
Коган подтвердил “Ведомостям”, что сделка осуществлена в интересах России. Покупателем выступила фирма IPD Capital, владельцем и президентом которой он является. Инициатором сделки, по словам Когана, был он сам, но “все было согласовано в правительстве России”.
Швейцарская фирма Noga (анаграмма фамилии ее владельца и руководителя Нессима Гаона) активно сотрудничала с властями России в 1991-1992 гг. Правительство заключило с ней несколько контрактов на общую сумму $1,4 млрд, по которым в обмен на нефтепродукты Noga поставляла в Россию продукты питания и удобрения. По условиям контрактов Россия отказывалась от судебного иммунитета и соглашалась отвечать за неисполнение соглашений всем своим имуществом.
Этим положением Гаон и воспользовался после того, как в 1993 г. Россия отказалась выполнять контракты из-за их невыгодности. Гаон оценил свои убытки от этого решения в $300 млн. Как рассказывал “Ведомостям” тогдашний вице-премьер Александр Шохин, правительство было готово выплатить Гаону 10% этой суммы, чтобы он не подавал в суд, и предлагало после этого выверить задолженность с целью ее реструктуризации. Но он подал в Стокгольмский коммерческий арбитраж иск о возмещении ущерба в $1,5 млрд (с учетом упущенной выгоды). В 1997 г. суд признал претензии Гаона на $63 млн, и руководитель Noga стал охотиться за российским имуществом за рубежом. Ему удалось на время наложить арест на счета Банка России во Франции, парусник “Седов”, а истребители Су-30 и МиГ-АТ, участвовавшие в авиасалоне в Ле-Бурже, улетели перед самым приходом судебных приставов. В 2005 г. Noga на один день арестовала экспонировавшуюся в Швейцарии коллекцию Пушкинского музея. Все эти аресты были отменены по решению судов.
Минфин России неоднократно предлагал решить проблему задолженности перед Noga на условиях урегулирования долга бывшего СССР, которые предполагают списание части долга и переоформление оставшейся части в 10- и 30-летние еврооблигации РФ. Но Гаон настаивал на преференциях. Тем временем дела его фирмы шли все хуже, и в 1996 г. началась процедура ее банкротства.
По словам Когана, после банкротства Noga права на получение присужденных Стокгольмским арбитражем российских обязательств перешли трем банкам — швейцарским филиалам французских BNP Paribas и Credit Lyonnais и швейцарскому Banque cantonale de Geneve. “Так вот, — резюмирует Коган, — все, что принадлежит этим трем банкам, я купил. Теперь задача заключается в том, чтобы юридически оформить, что у Noga нет финансовых претензий к России. Мы сейчас этим и занимаемся”.
По словам Гаона, долг был выкуплен Коганом по номинальной цене. “Насколько нам известно, долг приобретен за $68,6 млн”, — говорит он. “Это сумма признанного арбитражем долга плюс проценты, набежавшие с момента вынесения судебного решения”, — предполагает бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов.
Во всех трех банках, которым принадлежал российский долг перед Noga, отказались комментировать сделку.
09.03.2006 14-35
|