Щаранский в годовщину освобождения: Россия - не СССР, тот утонул
IzRus
11 февраля 1986 года Натан Щаранский впервые ступил на израильскую землю, выйдя на свободу из подвалов Лубянки. "Россия, это совсем не СССР, я говорю об этом всем. Отношение к евреям очень изменилось, государственный антисемитизм исчез", - заявил глава Сохнута порталу IzRus.
Сегодня, 11 февраля, глава Еврейского агентства Сохнут Натан Щаранский отмечает 27-ю годовщину своей репатриации и освобождения из рук КГБ. В беседе с порталом IzRus, он отметил, что практически по минутам помнит тот долгий февральский день 1986 года, так как множество раз был вынужден описывать его журналистам со всеми подробностями. "Я помню, как меня вывозили с Лубянки, а я не знал куда именно; помню, как мне заявили в самолете сотрудники КГБ, что лишают меня гражданства; помню, как посол США в Берлине вел меня к границе, как я беспокоился больше всего, что выданные мне не по размеру штаны, подпоясанные веревкой, просто упадут", - рассказал бывший "отказник" и диссидент.
Но наиболее памятным для Щаранского является момент встречи с женой, которую он не видел 12 лет, а также прибытие в Израиль, где "ждала толпа людей, соратников по борьбе, зарубежных друзей, которые хотели, чтобы я им что-то сказал, а все что я мог произнести после такого дня — это попросить спеть вместе "Шевет ахим гам яхад" — песню про братьев, собравшихся вместе".
Щаранский считает, что массовая репатриация, начавшаяся вскоре после его освобождения, стала одним из символов обновления мира. "Когда мы мечтали о том, как нас выпустят из СССР, мы часто говорили об Исходе из Египта. Но мы не представляли себе, насколько грандиозным это будет. И как фараон-СССР попытался остановить наш Исход, но утонул в волнах истории", - подчеркнул собеседник портала IzRus.
По его словам, очень многие делают ошибку, пытаясь утверждать, что сегодняшняя Россия похожа на СССР. "Я говорю об этом всем: сравнения неверные. Мы можем иметь легитимную критику в адрес российских властей, мы можем желать улучшения ситуации в вопросах прав человека, но это совсем не Советский Союз. Отношение к евреям очень сильно изменилось, государственный антисемитизм исчез. Отношения между Россией и Израилем укрепляются", - подчеркнул Щаранский. Он отметил, что все еще чувствует очень прочную связь с российской культурой, с российским народом. "Самый большой портрет, который висит у меня в канцелярии — это портрет Андрея Сахарова. Он мой учитель, я бы даже назвал его своим равом, но не могу: он русский, а не еврей", - заявил собеседник портала IzRus.
11.02.2013 17-05
|