Экс-руководитель МВФ будет заведовать «еврейской кассой»
Компания
«Сколько денег мы можем выделить для этой страны?» – таков был первый вопрос, который Стенли Фишер задавал своим коллегам по Международному валютному фонду, приступая к работе с очередным государством-реципиентом. Наверное, поэтому, когда в июне 2001-го Фишер в последний раз посетил Москву в качестве заместителя директора-распорядителя МВФ, без пяти минут отставника окружили такими почестями, которых не удостаивался даже его бывший шеф Мишель Камдессю.
С Фишером встретились все, кто в той или иной степени определял или определяет российскую экономическую политику – начиная с Анатолия Чубайса, выбивавшего первые кредиты МВФ, и Виктора Геращенко, чье руководство Центробанком вызывало немало нареканий у фонда, и заканчивая пожинающими плоды посткризисного подъема Владимиром Путиным и Михаилом Касьяновым.
Отечественным политикам и финансистам при всех их разногласиях и междоусобных войнах есть за что благодарить Стенли Фишера. Как минимум дважды – в судьбоносных 1996-м и 1998-м он, добившись от руководства МВФ выделения России кредитов в размере $10,2 млрд и $4,8 млрд, поспособствовал выживанию нашего политического истеблишмента, а кое-кому помог и неплохо заработать.
Осенью 1999 года, ссылаясь на результаты проведенной PriceWaterhouseCoopers аудиторской проверки ЦБ, Фишер фактически обвинил Банк России в том, что тот через дочернюю компанию FIMACO размещал получаемые от МВФ средства на рынке ГКО. «Центральный вопрос заключался в том, лгали нам или нет, – заявил тогда Фишер на брифинге в Вашингтоне. – Ответ на него, к сожалению, «да». Однако трудно поверить, что для замдиректора-распорядителя МВФ стали откровением сказанные в связи с «делом FIMACO» слова Виктора Геращенко о том, что золотовалютные резервы в 1996 году использовались для финансирования предвыборной кампании Бориса Ельцина. По крайней мере, в июне 1996-го МВФ, увидевший, во что обходятся России президентские выборы, и приостановивший было перечисление траншей в рамках $10-миллиардного кредита, тем не менее перевел сразу двойную долю в размере $680 млн. Причем произошло это именно в тот месяц, когда случилась знаменитая история с «коробкой из-под ксерокса».
Всемирная рулетка
«Неизвестно, что России обходится дороже – обслуживание внешнего долга или выборы», – отметил как-то в интервью «Ко» вот уже полтора года томящийся в тюрьме совладелец ЮКОСа Платон Лебедев. Способствуя превращению России в крупнейшего должника МВФ, Фишер готов был смириться с миллиардными расходами в обмен на возможность влиять на происходящие в нашей стране политические процессы. Это было нужно не столько ему самому, сколько его тогдашним друзьям-соратникам из администрации Билла Клинтона и влиятельных неправительственных организаций вроде «Группы 30» или «Бильдебергского клуба». Не случайно именно Стенли Фишер стал в середине 1990-х гарантом непотопляемости Анатолия Чубайса. В период опалы «главного приватизатора» переговоры с МВФ не приносили российскому правительству желаемых результатов. И наоборот: с возвращением Чубайса на политический олимп МВФ проявлял невиданную и даже необоснованную щедрость. Так было в марте 1996-го, когда принималось решение о $10-миллиардном кредите stand by. Так было в июле 1998-го, когда Чубайс, уволенный из правительства, но сохранивший пост президентского спецпредставителя при международных финансовых организациях, сумел добиться от Фишера предоставления $4,8-миллиардного стабилизационного кредита, который так, впрочем, и не помог предотвратить почти трехкратную девальвацию рубля и дефолт по гособязательствам.
«Россия, к сожалению, не справилась с кризисом, но решение МВФ, Всемирного банка и Эксимбанка Японии предоставить кредит, мне кажется, было верным», – говорил впоследствии Фишер. В МВФ старались, видимо, не обращать внимания на такие «мелочи», как выявленные ФБР подозрительные российские «проводки» через Bank of New York и обнаруженные швейцарскими прокурорами «следы» выданного накануне кризиса кредита в одном из росзагранбанков.
С трудом выстраиваемая Мишелем Камдессю и Стенли Фишером международная финансовая система давала сбой не только потому, что «стабилизационные» миллиарды в результате проходили мимо реципиента. Эхо финансового кризиса, возникающего в одной стране, прокатывалось по всему миру. Российскую ситуацию серьезно осложнил случившийся в начале 1998-го «исход» $2 млрд, инвестированных бизнесменами из пребывающей в состоянии финансового коллапса Юго-Восточной Азии. В свою очередь, дефолт, объявленный правительством Сергея Кириенко, пошатнул веру портфельных инвесторов во все развивающиеся рынки, и в августе-сентябре 1998-го около $29 млрд «ушли» из Бразилии, спровоцировав кризис уже в этой стране. Латание очередной дыры обошлось МВФ уже в $18,1 млрд.
«Если развивающиеся рынки превратились в рискованное казино, то директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю является его старшим крупье», – заявил в марте 1999 года профессор экономики Массачусетского технологического института Руди Дорнбуш. По его мнению, глава фонда «не имеет ни малейшего понятия о том, как исправить положение», а потому «должен уйти со своего поста».
Пикантность ситуации заключалась в том, что Дорнбуш в прошлом занимал пост главного советника МВФ и считался другом Фишера. В 1970 – 1980-х годах они вместе работали в Массачусетском технологическом институте и написали в соавторстве немало книг и статей, в том числе и нашумевший «Макроэкономикс», чье девятое издание вышло в 2004 году.
Как бы там ни было, но Камдессю не только прислушался к советам Дорнбуша и подал в ноябре 1999-го в отставку, но даже назначил Фишера исполняющим обязанности директора-распорядителя фонда. Однако избавиться от приставки «и.о.» или «зам.» наш герой так и не сумел.
Год упущенных возможностей
После бомбежек Белграда в Вашингтоне, вероятно, решили, что отбирать у Европы еще и МВФ будет уже чересчур. «Скипетр» управляющего валютным фондом остался в Старом Свете, перейдя от француза Камдессю к немцу Хорсту Келлеру, экс-главе ЕБРР.
А перед Стенли Фишером тем временем замаячила перспектива лишиться своего главного «актива» – России. Наш представитель в отместку за то, что фонд так и не предоставил обещанный транш под реструктуризацию прежней задолженности, голосовал не за Фишера, а за бывшего министра финансов Японии Исуке Сакакибара. Несмотря на отсутствие финансирования со стороны МВФ, очередные российские президентские выборы прошли даже более гладко, чем в 1996 году. Назначенный в качестве преемника крайне непопулярного Ельцина еще полгода назад почти никому не известный полковник ФСБ набрал почти 52% голосов, обеспечив себе победу уже в первом туре.
Понятно, что одной лишь харизмой и политтехнологиями такие результаты не достигаются. Посильный вклад в обеспечение «преемственности власти» внесли и российские промышленники, которые благодаря девальвации и удачной мировой конъюнктуре, начали зарабатывать свои первые миллиарды. А о том, что в активах некоторых отечественных олигархов могут водиться миллионы, полученные с помощью не совсем «чистых» трансакций со средствами МВФ, вспоминали разве что назойливые швейцарские следователи.
Наверное, поэтому Стенли Фишер впоследствии утверждал, что 2000-й стал для России «годом упущенных возможностей». Поскольку «при таких высоких ценах на нефть и газ» страна оказалась не в состоянии «разобраться с ситуацией в банковском секторе». Кроме того, по мнению Фишера, трения между Россией и МВФ будут продолжаться до тех пор, «пока в России не прекратится незаконное отмывание денег».
Последняя реплика демонстрировала скорее личную обиду, нежели являлась предупреждением со стороны влиятельной международной финансовой организации. 2000-й стал «годом упущенных возможностей» прежде всего для него самого. Администрация республиканца Джорджа Буша, пришедшего на смену демократу Биллу Клинтону, явно не стремилась переоценивать МВФ. Назначенный Бушем министром финансов Пол О`Нил сразу же по вступлении в должность заявил о завершении эры полномасштабных антикризисных программ. Его заместитель Джон Тейлор предложил вообще ликвидировать МВФ. А бывший экономический советник Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего Дэвид Мэлпасс в опубликованной в The Wall Street Journal статье утверждал, что польза фонда состоит исключительно в «обеспечении работой представителей мировой финансовой и политической элиты», а также в том, что «средства, переводимые Вашингтоном МВФ и Всемирному банку, не учитываются ни в бюджете, ни в государственном долге США».
При таком отношении Стенли Фишеру, ранее активно использовавшему для выбивания кредитов свои связи в Белом доме, теперь нечего было делать в МВФ. В мае 2001-го он подал в отставку, а уже в декабре оказался в Citigroup на посту вице-председателя, попав, таким образом, в подчинение к своему давнему приятелю экс-министру финансов США Роберту Рубину.
Фишер стал на хитрости пускаться
Высокопоставленные отставники, привыкшие в недалеком прошлом решать судьбы целых стран – сами по себе люди непростые. Но в Citigroup и без Фишера с Рубином хватало желающих «порулить» крупнейшей финансовой корпорацией мира. Чего стоит хотя бы история с изгнанием из Citi талантливого банкира Джейми Даймона, которого глава банка Сэнфорд Вэйл заподозрил в стремлении занять его место.
Правда, к Стенли Фишеру в Citigroup относились более чем благожелательно. В июне 2002 года он стал президентом Citigroup International. А в феврале 2004-го возглавил группу по работе с государственными и муниципальными учреждениями. В качестве одного из руководителей Citigroup Фишер несколько раз приезжал в Москву для переговоров с главами «Газпрома», Сбербанка и РЖД. Однако на деле один из некогда самых влиятельных финансистов мира превращался в банального лоббиста, пусть и работающего на такого монстра, как Citi.
Но попытки Фишера вернуться в «большие финансы» не увенчались успехом. Очередные выборы директора-распорядителя МВФ, состоявшиеся весной 2004-го после того, как Хорст Келлер изъявил желание баллотироваться на пост президента Германии, выиграл испанский министр экономики Родриго Рато (США таким образом решили отблагодарить Испанию за поддержку во время иракской кампании). А демократ Джон Керри, обещавший Фишеру ни много ни мало должность председателя Федеральной резервной системы, сам проиграл Джорджу Бушу битву за Белый дом.
Можно было бы, впрочем, и дальше отсиживаться в Citi, ожидая очередного удобного случая. По крайней мере, израильский Нацбанк никак не назовешь адекватной заменой МВФ или ФРС. Сочувствие сионистской идее вряд ли может послужить ответом на вопрос, почему Стенли Фишер принял предложение, поступившее от израильского премьер-министра Ариэля Шарона и министра финансов Беньямина Нетаньяху, и даже согласился ради новой должности отказаться от американского гражданства. К тому же всего два года назад Фишер утверждал, что без политического урегулирования в регионе у израильской экономики нет шансов выбраться из кризиса. А избрание главой Палестинской автономии сравнительно умеренного Махмуда Аббаса вряд ли может служить гарантией стабильности. Во всяком случае, пока существуют такие группировки, как «Хамас» и «Исламский джихад».
А там на четверть…
Стенли Фишер и ранее нередко сталкивался с кризисными ситуациями, но структуры, в которых ему довелось работать – Всемирный банк, МВФ, Citigroup, – обладали значительным объемом ресурсов. О Нацбанке Израиля подобного сказать нельзя.
Правда, по количеству миллионеров на душу населения эта страна вполне может конкурировать с США. Особенно после «дела ЮКОСа», когда израильское гражданство приняли сразу три акционера нефтяной компании – Леонид Невзлин, Михаил Брудно и Владимир Дубов. Сейчас они практически не инвестируют в экономику Земли Обетованной, поскольку не знают, чего ожидать от местных финансовых властей. Фишер во главе Нацбанка будет для них гораздо более понятен и предсказуем. А ведь помимо «юкосовцев» в России осталось немало бизнесменов, размышляющих над тем, как уберечь свои активы от бархатной путинской национализации.
Осенью 2001 года Ариэль Шарон призывал состоятельных российских евреев вкладываться в Израиль. Над премьером-сионистом тогда только посмеивались. Сейчас благодаря Кремлю и Фишеру у Израиля появляется возможность консолидировать капиталы, принадлежащие российским олигархам. В том числе и те, которые были нажиты благодаря кредитам МВФ.
Резюме Стенли Фишера
Родился: 15 октября 1943 года в Зимбабве
Образование: Лондонская школа экономики. Имеет ученую степень доктора.
Профессиональный опыт:
1969: Массачусетский технологический институт, инструктор департамента экономики
1969 – 1970: Чикагский университет, постдокторантура департамента экономики
1970 – 1973: Чикагский университет, ассистент профессора департамента экономики
1973 – 1999: Массачусетский технологический институт, профессор, 1993-1994 – руководитель департамента экономики
январь 1988 – август 1990: Всемирный банк, вице-президент, главный экономист
1994 – 2001: Международный валютный фонд, первый заместитель директора-распорядителя
2001– 2004: Citigroup, вице-председатель, руководитель группы работы с государственными и муниципальными учреждениями
Дополнительная информация: женат, имеет троих детей
25.01.2005 11-07
|