На поминальную молитву в Краков съедутся ведущие политики Европы
Новые Известия
В их числе бывшие узники лагеря из Израиля, России, Украины, Белоруссии и Венгрии. На церемонии, которая состоится 27 января, будут присутствовать представители 30 стран, в том числе 14 глав государств, среди них – президенты Польши, России, Израиля, Франции. В Освенцим также прибудут семь премьеров и два монарха – король Бельгии и королева Нидерландов. Напряженно решает, кого делегировать на мероприятие, британский двор: после скандального появления принца Гарри на новогоднем маскараде в нацистской форме, Виндзоры мучительно думают, как лучше извиниться за его глупость.
Папу Римского на юбилее будет представлять Архиепископ Парижский, кардинал Жан-Мари Люстиже, родившийся во Франции в семье евреев польского происхождения. Его мать погибла в Освенциме, Люстиже усыновила семья католиков, после чего он также принял католичество. Сегодня он известен во всем мире как один из самых активных сторонников католико-иудейского диалога.
На торжества приедет и почетный спикер Парламентской Ассамблеи Совета Европы Лени Фишер, а также представители Еврокомиссии и ОБСЕ. 24 января в ООН пройдет специальное заседание, посвященное освобождению пленников нацистского лагеря смерти. Это не просто акт солидарности – Организация Объединенных Наций была основана после того, как мир узнал об ужасах, творимых в Освенциме. С предложением провести спецзаседание ООН выступили США при поддержке стран ЕС, России и Канады.
Что касается самих торжеств, то на таком уровне они, возможно, проводятся в последний раз – вряд ли кто-то из узников доживет до 70-летия освобождения. Да и сам мемориал, как утверждают израильские историки, исчезает на глазах: разрушена железная дорога, пропали мемориальные доски. В Израиле беспокоятся, что в Европе полным ходом идет лакировка истории. Об этом недавно говорил бывший главный раввин Израиля Меир Лау со ссылкой на опросы общественного мнения в Германии, где «70% населения вообще не желают слышать о преступлениях нацизма». Тенденция к забвению, по мнению Лау, характерна и в целом для новой Европы, население которой меняется в основном за счет притока мусульман, которые об ужасах Второй мировой войны знают в основном понаслышке.
21.01.2005 10-51
|