Первый политический скандал Олимпиады
Известия
Участники Олимпиад по-прежнему остаются заложниками мировой политики. Афинские Игры не стали исключением. Чемпион мира 2002 года иранский дзюдоист Араш Миресмаэли отказался от поединка после того, как узнал, что по итогам жеребьевки ему предстоит схватка с израильским борцом Эхудом Ваксом. "Я сделал это из политических соображений в знак солидарности с палестинским народом", - объяснил иранец.
Однако о том, кто на самом деле принимал это решение, проговорилась представитель иранского Олимпийского комитета. "Мы заранее сообщили Миресмаэли, что ему следует отказаться от борьбы с израильтянином", - сказала она. Для иранского дзюдоиста невыполнение этих инструкций означало одно - бесславное завершение спортивной карьеры. Он понимал: cхватку с Ваксом иранские власти истолкуют как нарушение действующего в стране запрета на контакты с гражданами Израиля. Наказание за такое правонарушение - тюрьма, от которой не спасла бы даже олимпийская медаль.
Миресмаэли не стал рисковать. Он пожертвовал спортивными амбициями во имя собственной безопасности. И не прогадал. Идеологи режима оценили покладистость спортсмена. Президент страны Мохаммад Хатами назвал "историческим" поступок дзюдоиста. Он заявил, что "иранская нация считает Миресмаэли чемпионом Олимпийских игр в Афинах". Правительство намерено выплатить борцу моральную компенсацию в размере 115 тысяч долларов. "Теперь я могу сказать, что не сожалею о принятом политическом решении", - сказал в интервью иранец.
Организаторам Игр отказ от поединка с израильтянином Миресмаэли объяснил "случайно" набранным лишним весом - вместо положенных 66 кг иранец весил более 68 кг. В итоге судьи не допустили Миресмаэли на ковер. А его несостоявшийся соперник Эхуд Вакс прошел в следующий круг состязаний, где проиграл алжирцу Омару Меридиа. "У организаторов Олимпиады нет даже формального повода применить санкции в отношении нашего спортсмена", - убеждены в Тегеране. В Международной федерации дзюдо обещали "серьезно изучить поведение Миресмаэли". Но как признал представитель федерации Мишель Брусс, "мы не можем наказывать борцов за лишний вес".
Это не первый случай, когда иранские дзюдоисты не выходят на татами с израильтянами из идеологических соображений. В 2001 году иранец Махед Малекмохаммади отказался от борьбы с израильским дзюдоистом. Аналогичное решение в отношении другого израильского борца принял чемпион Азии иранец Масуд Хаджи Акхундзаде, который заявил, что "не знает такого государства, как Израиль". С тех пор в поведении иранских спортсменов ничего не изменилось. "Мы понимаем: Миресмаэли просто не оставили выбора", - сдержанно прореагировали на афинский инцидент в Тель-Авиве.
17.08.2004 15-51
|