Самые оригинальные синагоги Украины
Сегодня
В эти дни 250-тысячная еврейская община Украины отмечает религиозный праздник Пурим.
Он проводится в память о спасении евреев от истребления их любимцем персидского царя Аманом-амаликитянином в V веке до н. э. Главная праздничная церемония — публичное чтение в синагоге книги Эсфири во время вечерней и утренней молитвы. Чтения пройдут сегодня во всех синагогах Украины, которых насчитывается более сотни.
«Сегодня» решила рассказать об особенностях организации синагог и о самых интересных иудейских храмах, действующих в Украине. В дальнейшем мы познакомим вас с католическим и мусульманским наследием нашей страны.
ИСТОРИЯ
Вплоть до конца I века до н. э. не найдено источника, свидетельствующего о существовании особого здания для молитв евреев. До насильственного переселения Навуходоносором II значительной части населения Иудейского царства в Вавилонию евреи молились в Первом Храме царя Соломона, от которого сегодня осталась только одна стена, известная как Стена плача. И сегодня любая синагога считается духовной наследницей Храма.
Для евреев, веками находившихся в изгнании, синагога была не только местом, где они могли вместе блюсти заповеди Божьи, но и домом собрания, где представители общины могли обсудить насущные дела и принять гостей. Поэтому название на иврите «Бет Кнессет» («Дом собраний») — основной термин для обозначения синагоги, а синагога допускает сосуществование под своей крышей всех видов деятельности. Также это место хранения и изучения Торы (писание еврейского традиционного закона), священных книг и молитвенников, и является она собственностью общины и тех, кто внес деньги на сооружение храма.
Требования к устройству «Дома собраний» прописаны в Галахе (обозначает слово «ходить») — своде законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих. Одно из главных правил — чтобы синагоги имели высокие окна и минимум одно из них выходило в сторону Иерусалима (для Украины это на юго-восток). Высокие окна должны позволять молящимся видеть небо, взгляд на которое должен вызывать почтение и рвение у верующих. Желательно, чтобы в здании был вестибюль, где перед входом в молитвенный зал отступают помыслы и заботы внешнего мира.
Из обязательных требований, правда, которые сложно выполнить в других странах, — место под синагогу должно быть самым высоким в городе, а само здание — возвышаться над окрестностью. Чтобы хоть как-то выполнить это требование, в средние века евреи устанавливали на крыше синагоги шест, который возвышался над окружающими зданиями. Из-за невозможности в других странах выполнить это условие архитекторы прибегали к неординарным решениям. Так, синагога Бейт-Тфила Биньямина в Черновцах не имеет ни одного прямого угла на пересечении линии фасадов, дабы не уподобляться кресту — символу христианства.
В центре молитвенного зала установлен помост с большим столом, где происходит публичное чтение еврейского традиционного закона Торы, что берет начало с VI века. По древним предписаниям, ближе всего к помосту должны сидеть старейшины общины. Однако позднее было вынесено постановление, отменяющее это предписание, так как появилась практика покупки мест поближе к Торе. Женщины не могут молиться вместе с мужчинами, поэтому синагогу делит на две части особая штора — мехица (перегородка). Женская часть (эзрат нашим) обычно находится позади мужской или на галерее. Интересно, что в средневековой Испании в некоторых синагогах не было эзрат нашим, и женщины собирались под окнами.
В синагоге запрещено вести себя фривольно, есть и пить, сплетничать, спать и совершать денежные сделки за исключением благотворительности и выкупа пленных. Запрещается укрываться здесь от непогоды, а приходить туда следует в чистой одежде. Даже когда здание синагоги превращается в развалины, это место нельзя использовать для низменных целей, например, для коммерческих сделок.
В ХХ веке в большинстве новых синагог есть синагогальные школы — талмуд-торы, а нередко и залы для торжественных церемоний, собраний и банкетов; иногда при синагогах действует микве (резервуар для омовения с целью очищения).
Главная — синагога на Подоле
Главная синагога Киевской иудейской общины, насчитывающей более 25 тысяч человек, находится на Подоле, в здании, которое было построено в 1894—1895 годах на средства купца Габриеля-Якова Геселевича Розенберга. Поэтому это строение еще называется «синагогой Розенберга». Для того чтобы она появилась, купцу потребовалось немного схитрить: земля под синагогу, которые в те времена запрещено было возводить, он приобрел как под свой особняк. Лишь после возведения стен Розенберг добился разрешения в губернском правлении на якобы приспособление готового особняка под молельню. В советское время синагога на Подоле оставалась действующей до 1929 года, но затем ее закрыли и передали под клуб рабочих-кустарей. В годы Великой Отечественной войны фашисты устроили в синагоге конюшню, а после освобождения Киева вернувшиеся с фронта и эвакуации евреи обратились к властям с просьбой отдать им молельный дом.
В 1945 году здание вернули еврейской общине на условиях трехлетней аренды и проведения восстановительных работ, и долгие годы эта была единственная действующая синагога в столице. В 1950-е годы советские власти настояли на передаче подвального помещения синагоге баптистам. В 1969 году здесь была оборудована первая в советском Киеве мацепекарня. Сегодня синагога Розенберга имеет учебные заведения, общинный центр, мацепекарню, кошерную столовую и микву (резервуар для омовения).
Грандиозная — в Днепропетровске
Самой грандиозной синагогой можно считать комплекс с Хоральной синагогой в Днепропетровске «Золотая роза» (построена в 1852 году), вокруг которой недавно вырос семибашенный крупнейший еврейский центр в мире «Менора» (по названию символа иудаизма семиствольной меноры). Башни центра соединены между собой и имеют вход в женскую часть молитвенного зала синагоги. В центре есть два кошерных ресторана и супермаркет, гостиница, один из самых крупных в мире музеев Холокоста, а также детская синагога
Уникальная — была театром
Уникальной является Хоральная синагога Бродского, которая от обычного молельного дома отличается тем, что здесь хорошая акустика, что позволяет сопровождать церемонию хоровым пением. Эта синагога появилась в 1898 году также под видом молитвенного дома в особняке сахаропромышленника, а чтобы закрепить статус, пришлось передать синагогу в дар еврейской больнице. Синагога была закрыта в 1926 году и использовалась сначала как клуб, затем как кукольный театр. Лишь в 1992 году евреи получили право впервые за многие десятилетия отпраздновать здесь Хануку. Через пять лет Хоральная синагога была возвращена общине, и сегодня здесь работает Духовная академия «Томхейтмимим», медцентр, школа, реабилитационный центр, магазин кошерных продуктов, благотворительная столовая.
Храм из Нью-Йорка
Синагога «Бейт Реувен» в Днепродзержинске, открытая в 2008 году, является точной копией знаменитой синагоги «770» в Нью-Йорке — всемирного центра любавического движения. В основе «Бейт Реувен» заложены камни, извлеченные из стен старой синагоги, построенной в 1913 году на деньги еврейской общины, где в годы советской власти был интернациональный клуб. Когда же здание вернули еврейской общине в 2001 году, оказалось, что оно не подлежит восстановлению, и было решено его снести.
В неомавританском стиле
Одной из красивейших в Европе можно считать Ужгородскую синагогу ортодоксальной общины евреев-ашкеназов, которая была открыта в 1904 году. Она была построена на деньги меценатов и на средства всей общины в модном тогда в Европе неомавританском стиле. Здание стояло на цоколе из розового мрамора, стены были облицованы декоративным кирпичом и красными керамическими плитами, портал окон украшен красным искусственным мрамором. После того, как Советская армия заняла Ужгород, это здание было передано Министерству культуры СССР, и с 1947 года по сей день здесь филармония. Синагога потеряла многие элементы: звезда Давида была замурована; прозрачный мозаичный купол, через который солнце красиво освещало все здание, закрыт жестяным покрытием; с крыши сняли все псевдомавританские декорации, а венчавшие строение Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых начертаны Десять заповедей) заменены лирой.
Древнейшая была мечетью
Одна из древнейших синагог Украины находится в Шаргороде. Она была построена из камня в стиле ренессанса с разрешения князя Замойского в 1589 году. Для синагоги было выбрано место на юго-восточной окраине, недалеко от места впадения реки Колбасной в Мурашку, и она имела также оборонное значение. Во время турецкого владычества в 1672—1699 годах, когда город был переименован в Кучук-Стамбул, здание использовалось в качестве мечети. В 1930-м синагога была закрыта и сегодня находится на территории соко-морсового завода.
Вместо разрушенной
Одна из крупнейших синагог в Восточной Европе была открыта в Кривом Роге в 2010 году на месте предыдущего «Дома собраний», который был разрушен большевиками в 1932 году. Она названа «Бейнс Штерн Шульман» — в честь дедушки одного из спонсоров этого проекта, и является главным местом собраний для 1200 представителей местной еврейской общины. Здесь действует музей, рассказывающий о жизни общины, которая сформировалась в Кривом Роге к 1860 году, о еврейских погромах 1905 года и об уничтожении практически всей общины немцами в августе 1941 года на территории одной из пригородных шахт.
Синагога всегда — место общинное, но название они могут иметь как в честь раввина, что выражает высочайшую степень уважения (синагога Либера в Бердичеве), так и в честь лидера хасидской общины цадика (синагога Баал Шем Това в Меджибоже), так и в честь человека, пожертвовавшего деньги на ее строительство (синагога Бродского в Киеве).
25.02.2013 10-42
|