Главная
  Антисемитизм
  Евреи
  События
  Происшествия
  Община
  Цдака
  Израиль
  Ближний Восток
  Культура
  Интервью
  Диаспора
  История
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга
  Статьи


август
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22
29
2 9 16 23
30
3 10 17 24
31
4 11 18 25



  Подписка:











Израильский культурный центр приглашает вас на открытие выставки "ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ ИВРИТА" Семинар-Шабатон в Одессе Раввин: британское общество утрачивает ориентиры В Израиле начался новый учебный год - 2,1 миллиона детей пошли в школу Сэлинджера вытащили из стола Вся лента новостей

   
      сегодня: 28.08.2013, среда    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Община:  

Самые оригинальные синагоги Украины

Сегодня

В эти дни 250-тысячная еврейская община Украины отмечает религиозный праздник Пурим.
Он проводится в память о спасении евреев от истребления их любимцем персидского царя Аманом-амаликитянином в V веке до н. э. Главная праздничная церемония — публичное чтение в синагоге книги Эсфири во время вечерней и утренней молитвы. Чтения пройдут сегодня во всех синагогах Украины, которых насчитывается более сотни.

«Сегодня» решила рассказать об особенностях организации синагог и о самых интересных иудейских храмах, действующих в Украине. В дальнейшем мы познакомим вас с католическим и мусульманским наследием нашей страны.

ИСТОРИЯ

Вплоть до конца I века до н. э. не найдено источника, свидетельствующего о существовании особого здания для молитв евреев. До насильственного переселения Навуходоносором II значительной части населения Иудейского царства в Вавилонию евреи молились в Первом Храме царя Соломона, от которого сегодня осталась только одна стена, известная как Стена плача. И сегодня любая синагога считается духовной наследницей Храма.

Для евреев, веками находившихся в изгнании, синагога была не только местом, где они могли вместе блюсти заповеди Божьи, но и домом собрания, где представители общины могли обсудить насущные дела и принять гостей. Поэтому название на иврите «Бет Кнессет» («Дом собраний») — основной термин для обозначения синагоги, а синагога допускает сосуществование под своей крышей всех видов деятельности. Также это место хранения и изучения Торы (писание еврейского традиционного закона), священных книг и молитвенников, и является она собственностью общины и тех, кто внес деньги на сооружение храма.

Требования к устройству «Дома собраний» прописаны в Галахе (обозначает слово «ходить») — своде законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих. Одно из главных правил — чтобы синагоги имели высокие окна и минимум одно из них выходило в сторону Иерусалима (для Украины это на юго-восток). Высокие окна должны позволять молящимся видеть небо, взгляд на которое должен вызывать почтение и рвение у верующих. Желательно, чтобы в здании был вестибюль, где перед входом в молитвенный зал отступают помыслы и заботы внешнего мира.

Из обязательных требований, правда, которые сложно выполнить в других странах, — место под синагогу должно быть самым высоким в городе, а само здание — возвышаться над окрестностью. Чтобы хоть как-то выполнить это требование, в средние века евреи устанавливали на крыше синагоги шест, который возвышался над окружающими зданиями. Из-за невозможности в других странах выполнить это условие архитекторы прибегали к неординарным решениям. Так, синагога Бейт-Тфила Биньямина в Черновцах не имеет ни одного прямого угла на пересечении линии фасадов, дабы не уподобляться кресту — символу христианства.

В центре молитвенного зала установлен помост с большим столом, где происходит публичное чтение еврейского традиционного закона Торы, что берет начало с VI века. По древним предписаниям, ближе всего к помосту должны сидеть старейшины общины. Однако позднее было вынесено постановление, отменяющее это предписание, так как появилась практика покупки мест поближе к Торе. Женщины не могут молиться вместе с мужчинами, поэтому синагогу делит на две части особая штора — мехица (перегородка). Женская часть (эзрат нашим) обычно находится позади мужской или на галерее. Интересно, что в средневековой Испании в некоторых синагогах не было эзрат нашим, и женщины собирались под окнами.

В синагоге запрещено вести себя фривольно, есть и пить, сплетничать, спать и совершать денежные сделки за исключением благотворительности и выкупа пленных. Запрещается укрываться здесь от непогоды, а приходить туда следует в чистой одежде. Даже когда здание синагоги превращается в развалины, это место нельзя использовать для низменных целей, например, для коммерческих сделок.

В ХХ веке в большинстве новых синагог есть синагогальные школы — талмуд-торы, а нередко и залы для торжественных церемоний, собраний и банкетов; иногда при синагогах действует микве (резервуар для омовения с целью очищения).

Главная — синагога на Подоле

Главная синагога Киевской иудейской общины, насчитывающей более 25 тысяч человек, находится на Подоле, в здании, которое было построено в 1894—1895 годах на средства купца Габриеля-Якова Геселевича Розенберга. Поэтому это строение еще называется «синагогой Розенберга». Для того чтобы она появилась, купцу потребовалось немного схитрить: земля под синагогу, которые в те времена запрещено было возводить, он приобрел как под свой особняк. Лишь после возведения стен Розенберг добился разрешения в губернском правлении на якобы приспособление готового особняка под молельню. В советское время синагога на Подоле оставалась действующей до 1929 года, но затем ее закрыли и передали под клуб рабочих-кустарей. В годы Великой Отечественной войны фашисты устроили в синагоге конюшню, а после освобождения Киева вернувшиеся с фронта и эвакуации евреи обратились к властям с просьбой отдать им молельный дом.

В 1945 году здание вернули еврейской общине на условиях трехлетней аренды и проведения восстановительных работ, и долгие годы эта была единственная действующая синагога в столице. В 1950-е годы советские власти настояли на передаче подвального помещения синагоге баптистам. В 1969 году здесь была оборудована первая в советском Киеве мацепекарня. Сегодня синагога Розенберга имеет учебные заведения, общинный центр, мацепекарню, кошерную столовую и микву (резервуар для омовения).

Грандиозная — в Днепропетровске

Самой грандиозной синагогой можно считать комплекс с Хоральной синагогой в Днепропетровске «Золотая роза» (построена в 1852 году), вокруг которой недавно вырос семибашенный крупнейший еврейский центр в мире «Менора» (по названию символа иудаизма семиствольной меноры). Башни центра соединены между собой и имеют вход в женскую часть молитвенного зала синагоги. В центре есть два кошерных ресторана и супермаркет, гостиница, один из самых крупных в мире музеев Холокоста, а также детская синагога

Уникальная — была театром

Уникальной является Хоральная синагога Бродского, которая от обычного молельного дома отличается тем, что здесь хорошая акустика, что позволяет сопровождать церемонию хоровым пением. Эта синагога появилась в 1898 году также под видом молитвенного дома в особняке сахаропромышленника, а чтобы закрепить статус, пришлось передать синагогу в дар еврейской больнице. Синагога была закрыта в 1926 году и использовалась сначала как клуб, затем как кукольный театр. Лишь в 1992 году евреи получили право впервые за многие десятилетия отпраздновать здесь Хануку. Через пять лет Хоральная синагога была возвращена общине, и сегодня здесь работает Духовная академия «Томхейтмимим», медцентр, школа, реабилитационный центр, магазин кошерных продуктов, благотворительная столовая.

Храм из Нью-Йорка

Синагога «Бейт Реувен» в Днепродзержинске, открытая в 2008 году, является точной копией знаменитой синагоги «770» в Нью-Йорке — всемирного центра любавического движения. В основе «Бейт Реувен» заложены камни, извлеченные из стен старой синагоги, построенной в 1913 году на деньги еврейской общины, где в годы советской власти был интернациональный клуб. Когда же здание вернули еврейской общине в 2001 году, оказалось, что оно не подлежит восстановлению, и было решено его снести.

В неомавританском стиле

Одной из красивейших в Европе можно считать Ужгородскую синагогу ортодоксальной общины евреев-ашкеназов, которая была открыта в 1904 году. Она была построена на деньги меценатов и на средства всей общины в модном тогда в Европе неомавританском стиле. Здание стояло на цоколе из розового мрамора, стены были облицованы декоративным кирпичом и красными керамическими плитами, портал окон украшен красным искусственным мрамором. После того, как Советская армия заняла Ужгород, это здание было передано Министерству культуры СССР, и с 1947 года по сей день здесь филармония. Синагога потеряла многие элементы: звезда Давида была замурована; прозрачный мозаичный купол, через который солнце красиво освещало все здание, закрыт жестяным покрытием; с крыши сняли все псевдомавританские декорации, а венчавшие строение Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых начертаны Десять заповедей) заменены лирой.

Древнейшая была мечетью

Одна из древнейших синагог Украины находится в Шаргороде. Она была построена из камня в стиле ренессанса с разрешения князя Замойского в 1589 году. Для синагоги было выбрано место на юго-восточной окраине, недалеко от места впадения реки Колбасной в Мурашку, и она имела также оборонное значение. Во время турецкого владычества в 1672—1699 годах, когда город был переименован в Кучук-Стамбул, здание использовалось в качестве мечети. В 1930-м синагога была закрыта и сегодня находится на территории соко-морсового завода.

Вместо разрушенной

Одна из крупнейших синагог в Восточной Европе была открыта в Кривом Роге в 2010 году на месте предыдущего «Дома собраний», который был разрушен большевиками в 1932 году. Она названа «Бейнс Штерн Шульман» — в честь дедушки одного из спонсоров этого проекта, и является главным местом собраний для 1200 представителей местной еврейской общины. Здесь действует музей, рассказывающий о жизни общины, которая сформировалась в Кривом Роге к 1860 году, о еврейских погромах 1905 года и об уничтожении практически всей общины немцами в августе 1941 года на территории одной из пригородных шахт.

Синагога всегда — место общинное, но название они могут иметь как в честь раввина, что выражает высочайшую степень уважения (синагога Либера в Бердичеве), так и в честь лидера хасидской общины цадика (синагога Баал Шем Това в Меджибоже), так и в честь человека, пожертвовавшего деньги на ее строительство (синагога Бродского в Киеве).

25.02.2013 10-42





  Также в рубрике:  
27.08.2013 10-58
Семинар-Шабатон в Одессе


27.08.2013 10-14
Паломники из Израиля развивают инфраструктуру Украины


19.08.2013 10-40
Тель-авивский раввин: евреи, не убегайте в Умань!


16.08.2013 09-43
Самолетом с хасидами до Тель-Авива дешевле


14.08.2013 10-28
У евреев хотят отобрать Свитки Торы


09.08.2013 10-52
Бабий Яр: сделан важный шаг к возведению Мемориального комплекса


07.08.2013 14-42
Старт дан


06.08.2013 10-19
Строительство синагоги в Севастополе планируют завершить к концу года


05.08.2013 12-42
На Закарпатье открылся Международный еврейский детский лагерь «Шорашим»


05.08.2013 12-06
О евреях родного города



пятница
30 августа
19 : 29
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Надо ли закрыть МАУП?

Да, обязательно

Нет, ни в коем случае

Посадить руководство МАУП

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  



Copyright © 2001-2009 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: Network-ASP