Неделимое наследие. Александр Шлаен: «Общины поддерживают строительство центра, а «профессиональные» евреи — нет»
Беседовал Богдан РАДЧЕНКО, "Телеграф"
Бабий Яр. Именно он стал символом ужаса войны и бесчеловечности нацизма. Потому, видимо, и разгорелось столько страстей вокруг запланированного в районе Бабьего Яра строительства еврейского общинного центра. Одни такое строительство называют кощунством, другие же ничего кощунственного в нем не видят. Мы обратились за разъяснениями к председателю Международного антифашистского комитета Александру Шлаену, который занимается историей Бабьего Яра с 60-х годов. Он — автор фильмов, документальной повести и статей об этой трагедии.
Александр Александрович, так что же собираются строить, и с чего, собственно, начался скандал?
— Когда планировался общинный центр, наши зарубежные партнеры не совсем четко представляли себе, что это такое. Говоря о культурных центрах, они обычно имеют в виду несколько другое. Смысла создания именно этого, киевского общинного центра они не понимали. Был создан оргкомитет по подготовке архитектурного конкурса, разработке концепции и так далее. Постепенно все наслоения, которые могли бы вызвать неприятие, противление или непонимание, были исключены.
Да, некоторые шероховатости были. Все дело в том, что дающие деньги — а это, повторяю, наши зарубежные партнеры — не до конца понимают Киев, его традиции и традиции киевской еврейской общины. Понятно, что в каждом государстве, даже в каждом городе существуют свои традиции, и американские отличаются от израильских, а израильские — от украинских еврейских традиций. Поэтому проект общинного центра, как и любой другой, требует обсуждения, уточнения. Так постепенно и вырисовывается его окончательная структура, на ее основании появился архитектурный проект, который и остался главенствующим, была создана концепция центра.
Это будет Мемориально-просветительский общинный центр "Наследие". В него войдут: музейно-мемориальный комплекс (музеи Холокоста, Бабьего Яра, истории культуры еврейского народа в Украине); Институт Холокоста (с научно-исследовательским комплексом, просветительским центром, центром неформального образования). Кроме того, здесь откроются комплекс организации общинной жизни, ветеранские организации, объединения узников, инфраструктурный комплекс и другие подобные учреждения. Как видите, намека на то, на чем спекулируют отдельные личности, даже близко нет.
Откуда же неприятие?
— В одной из уважаемых газет было заявлено: решать проблему общинного центра нужно на уровне Президента и Верховной Рады. Но это же просто немыслимо! Ну представьте себе, что каким-то общинным центром — общественным — занимались бы Президент или парламент.
Допустим, кто-то не до конца понимает ситуацию. Но есть определенные силы, очень влиятельные, находящиеся вне общины, которые хотели бы, чтобы все финансовые потоки шли через их руки. Они уже имеют определенный опыт обращения с поступающими из-за рубежа средствами — настолько своеобразный, что в Израиле было возбуждено уголовное дело. Есть другая группа, которая просто хотела бы всем командовать.
Мне хотелось бы повторить свои слова, сказанные одиннадцать лет назад. Сегодня в Украине, да и не только в Украине, появились люди, которых можно назвать
"профессиональными евреями". Эти люди живут со своего еврейства — они тянут деньги с Запада, собирают у спонсоров здесь, и куда деваются эти средства — неизвестно. Кстати, мы отлично знаем, что существуют только две организации, которые занимаются благотворительной деятельностью для еврейских общин в Украине: Объединенная еврейская община Украины и Всеукраинский еврейский конгресс. Остальные же занимаются "проблэмами".
Есть еще еврейские организации в областях. Что они думают по поводу строительства центра?
— Недавно в Киеве проходило совещание руководителей еврейских общин и организаций Украины. Приехали более семидесяти представителей областей и крупных центров. И все, подчеркиваю, все поддержали именно эту концепцию строительства Всеукраинского общинного центра "Наследие".
Вот и получилось: общины поддерживают строительство центра, а "профессиональные" евреи — нет. Более того, уже вмешали Москву, и тамошняя пресса недавно выступила с предложением строить центр на Харьковском массиве.
Нам говорят: вы будете строить на костях. Но начнем с того, что место для установки памятника жертвам Бабьего Яра было выбрано так, чтобы к нему был свободный подъезд для машин и экскурсий. Главное место расстрела было там, где стоит Менора. Не могу понять: почему никто не протестовал, когда на территории еврейского кладбища построили телецентр? Вообще же, спекулировать Бабьим Яром и жертвами массовых расстрелов — непотребство; спекулирующие дискредитируют не еврейские общины, а Украину.
Некоторые силы, когда не могут доказать свою правоту, начинают отвратительно врать. К сожалению, почти каждый день существования независимой Украины был испачкан такой ложью. Я бы хотел, чтобы эта ложь ни в коей мере не коснулась общинного центра "Наследие". Центр, который хочет рассказать об истории евреев в Украине, о трагедии еврейского народа, о его борьбе с фашизмом, — это наше наследие, это то, что мы передадим своим внукам.
Я уже около сорока лет занимаюсь историей Бабьего Яра, так неужели же я отдал бы свой голос за что-либо, оскорбляющее и попирающее память жертв нацизма? Никогда!
23.09.2002 10-45
|