Учиться Торе - в Одессе
Еврейский Обозреватель
Что такое еврейское образование? Ответ на этот вопрос знают сегодня и многие одесситы, так или иначе связанные с образовательной системой «Ор Самеах», которая в нашем городе живет уже больше десяти лет. В этой системе — детский сад и школы, интернаты и Еврейский университет. А еще есть в ней и то, что свойственно только еврейскому миру, — это хедер (здесь начинают свое приобщение к традиции еврейские мальчики, которым исполнилось три года), иешива, колель.
...Книги, молодые люди, над книгами склонившиеся, опытный преподаватель, живой диалог, вопрос-ответ и вновь вопрос, рожденный этим ответом... Такую или очень похожую картину можно наблюдать в сотнях подобных учебных заведений, которые работают по всему миру. Такую или очень похожую картину можно было некогда наблюдать и в десятках одесских иешив. Их история в нашем городе, казалось, была закончена навсегда — во времена борьбы с «опиумом для народа», ликвидации как класса «служителей культа», «стирания граней» и всего прочего, что было прожито и пережито и городом, и страной в неспокойном двадцатом веке. Но сегодня эта история продолжается — здесь же, в Одессе, в колеле (так называется иешива, где Торе учатся женатые мужчины), созданном под знаком «Ор Самеах».
Занятия в колеле ведут разные преподаватели, в том числе лекторы из Израиля. Но главный руководитель одесских студентов — рав Довид Колодецки. Десяток лет тому назад он откликнулся на приглашение раввина Шломо Бакшта, главного раввина Одессы и области, приехал в наш город, чтобы помочь в создании еврейской школы, и стал одним из первых преподавателей традиции. Теперь у него и новые, совсем взрослые ученики. Рав Колодецки особо отмечает, что многие из слушателей колеля уже сегодня преподают еврейскую традицию новым поколениям одесских школьников. И учатся сами, чтобы и дальше учить других... О том же, каково место иешивы в общей системе еврейского образования, рассказывает раввин Шломо Бакшт:
— По моему мнению, это самое великое заведение, потому что именно здесь возможно идеальное состояние для человека, который важнейшей жизненной целью определил для себя изучение Торы. Учить Тору — это самое главное! Это то, что влияет на всю человеческую жизнь, на мировоззрение, мировосприятие, сами подходы к жизни — причем вне зависимости от того, сколько лет ученику иешивы — 20, 70 или 80...
— У тех людей, которые далеки от иудаизма, при первом знакомстве с учебным процессом в колеле может возникнуть такой вопрос: странно, почему здесь... шумят? Казалось бы — в сложные для постижения материи, тома мудрых книг, нужно вчитываться — серьезно, вдумчиво, в тишине...
— Знаете, учась Торе, мы должны все узнавать и понимать до конца, до сути. Эти занятия — не просто лекции, на которых преподаватель излагает, а слушатель должен усвоить определенный объем теоретического материала. Нет! Надо, конечно, усвоить, воспринять, но главное — всеми силами стараться понять, найти ответ, пропустив его через себя, через свое сердце. И когда такой поиск происходит в живом общении, в диалоге — с учителем, с друзьями по колелю, когда человек убеждает в своей правоте и себя, и других (а это труднее, чем убедить себя!), или убеждается, что в чем-то ошибся, но ошибку тут же можно исправить, результат достигается гораздо больший, чем если бы учеба происходила в одиночестве и тишине...
— Если говорить об «орсамеховском», одесском колеле, то чем он отличается от подобных учебных заведений?
— Есть действительно очень примечательное обстоятельство. В нашем колеле учатся люди, которые с детства жили здесь, в Украине, или в России, словом, на постсоветском пространстве. Здесь получили основы еврейского образования, уехали в Израиль, где продолжали учиться, а теперь возвращаются — чтобы отдавать то, что было в них вложено в течение нескольких лет. Я считаю, что это очень важно, поскольку доказывает: в нашей работе по возрождению еврейской жизни, которую мы начали больше десяти лет тому назад, на самом деле есть теперь продолжение. А еще очень приятно, что половина студентов нашей иешивы — либо бывшие ученики нашей же школы «Ор Самеах», либо мужья наших выпускниц!
...Пожалуй, все без исключения раввины, первыми приезжавшие в постсоветские страны (это было в начале 90-х), главной своей проблемой могли назвать незнание языка, поскольку приезжали из Израиля или Америки. Главной, впрочем, эта проблема могла показаться действительно только поначалу. На самом деле проблем этих оказывалось великое множество — и возвращение общинам зданий синагог, которые за годы советской власти были приспособлены под что угодно, и формирование общинной инфраструктуры, и — возвращение самой еврейской традиции туда, где она была прервана на срок жизни трех поколений... А уж вопросом о том, чтобы здесь готовить будущих раввинов, тогда и задаваться вроде как не приходилось — слишком отдаленной и фантастичной казалась эта перспектива. Теперь же это не фантастика, просто — работа...
— Вы видите сегодняшнюю ситуацию, — говорит студент одесского колеля Беньямин Турьянский, — здесь, у нас, учатся люди, которые смогут, достигнув надлежащих успехов, удостоиться звания раввина. Причем люди русскоязычные, как и я, например. Я вообще из Риги, там жил и учился, там были сделаны и первые шаги к еврейской жизни — благодаря маминой работе в еврейской школе. Серьезное продолжение было уже в Израиле, где я три года проучился в иешиве. После женитьбы продолжил учебу в колеле. Моя жена (она детский психолог) училась здесь, в одесской школе, от нее я много слышал об Одессе, о раввине Шломо Бакште... Так что теперь мы здесь! Такие люди, как рав Бакшт, очень много вкладывают в молодежь, и эта работа не проходит зря, ее плоды уже можно видеть.
С этими оценками солидарен и Исраэль Парипский, в прошлом одессит и ученик одесской еврейской школы «Ор Самеах». В его жизни тоже был отъезд в Израиль и возвращение в Одессу — уже в новом качестве — студента одесского колеля. Он говорит, что очень трудно ответить на вопрос, а что с вами будет после того, как учеба закончится? Такая учеба — стиль жизни, уверен Исраэль, а значит, закончиться она не может...
21.01.2005 10-41
|