Еврейская свадьба в Ужгородской синагоге – первая за последние 70 лет
газета "Европа-Центр"
Во вторник, 4 июня, состоялось знаменательное событие для еврейской общины Ужгорода, и не только.
Дом под номером 10 на Театральной площади сегодня все жители Ужгорода и гости-туристы знают как филармонию, но изначально у этого здания было совсем иное предназначение. В далеком 1904 году на берегу Ужа под руководством австро-венгерских архитекторов Людвига Фостера и Фридеса Фесла была возведена великолепная синагога общины евреев-ортодоксов. Официальное открытие состоялось 27 июля 1904 года. Здание современники называли украшением не только города, но всего Закарпатья, и даже Европы. Эта синагога стала одной из самых больших ортодоксальных синагог во всей Европе. Но…
Но случилось так, что с оккупацией нашего края союзниками фашистов еврейское население стали методически истреблять, а с приходом Закарпатье советской власти –синагога превратилась в областную филармонию. И вот – впервые за последние 70 лет Ужгородская синагога, пусть на день, пусть частично (только первый этаж), но вновь стала синагогой – здесь была проведена еврейская свадебная церемония, или как принято ее называть Хупа.
По этому неординарному случаю в Ужгород прибыли такие важные персоны, как ведущий рав по вопросам гиюра Йосеф Бродбекер (проживает в Киеве) и главный раввин Центральной, Северной и Западной Украины Шлоймо Вильгельм (проживает в Житомире). Вместе с ними участие в свадебной церемонии принимали главный раввин Ужгорода и Закарпатья Вильгельм Менахем-Мендел, уважаемые гости из Израиля, России, Молдавии и других стран СНГ. А «главные действующие лица» праздника – ужгородец Гозда Давид Шлоймо и приехавшая из Иерусалима Сюмбелли Ханна-Шуламит
Что собой представляет еврейская свадьба? Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом – хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. – хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.
Согласно закону Торы, бракосочетание – процесс, состоящий из трех этапов. Первый называется кидушин, что приблизительно можно перевести словом "обручение", второй именуется нисуин ("женитьба") и являет собой завершение процесса бракосочетания. Оба обряда последовательно исполняются под хупой. Обряд кидушин осуществляется, когда жених дарит невесте обручальное кольцо, а нисуин завершается через обряд хупы, где муж объединяется со своей женой под одним кровом во имя бракосочетания. Третий, завершающий обряд – единение жениха с невестой.
Очень даже будут интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: у невесты лицо закрыто и не открывается до окончания помолвки (эйрусина). В наши дни даже в самых ортодоксальных семействах молодые встречаются до свадьбы хотя бы несколько раз, но еще 150–200 лет назад это казалось немыслимым либерализмом: о браке договаривались родители, а молодожены зачастую впервые встречались уже под хупой.
05.06.2013 10-01
|