Марш живых - 2003
JN
Фотографии… Сотни лиц людей молодых и пожилых, красивых и не очень, смуглых и светлолицых, кучерявых и лысых, разных и непохожих. Их всех объединяет печаль и боль, кричащая из каждого снимка на стене бывшего барака концлагеря Аушвиц. «Помните нас. Мы жили и погибли не напрасно. Вы – продолжение жизни нашей и нашего народа», – шепчут они недоступным уху языком души.
«Кто не помнит уроков Истории, обречен на их повторение». Эта надпись у входа в еще один из множества бараков заставляет задуматься о природе Человека, его способности выбирать между Добром и Злом, о смысле, краткосрочности и уязвимости человеческой жизни, о жизненной силе и Миссии еврейского народа. Об этом же говорит Татьяна Плотникова своей дочери. Об этом говорит на польском языке плачущим после увиденного здесь нашим девчонкам пожилая еврейская женщина из Израиля.
Мы, 21 человек из еврейской общины Луцка, идем многотысячной колонной Марша Живых по небольшому польскому городу из одного бывшего концлагеря «Аушвиц» в другой – «Биркенау». Идем из Освенцима в Бжезинку. Светит солнце, поют птицы, цветут сады. Идут евреи Израиля, США, Англии, Бразилии, Австралии… По обе стороны дороги спиной к нам стоят польские полицейские, местные жители молча смотрят на движущиеся колонны и развивающиеся на ветру бело-голубые флаги со звездой Давида.
Какие мысли, чувства и воспоминания обуревают этих людей? Как хочется верить, что они вместе с нами скорбят о миллионах безвинных жертвах Холокоста, которые 60 лет назад прошли этой же дорогой, и пеплом которых обильно посыпаны цветущие сады и зеленеющие поля. Как хочется верить, что смотрящие на нас люди также мечтают о мире, в котором люди «перекуют мечи на орала»!
Мы подходит к воротам Биркенау. 60 лет назад это были ворота в ад. Ад, придуманный и созданный теми, которые называли себя «людьми высшей расы». Теми, кто лишал жизни миллионы людей лишь за то, что они родились евреями. Мы видим уходящие в даль ряды обугленных остовов печных труб на местах, где находились сотни бараков. В этих бараках людям предстояло дожидаться своей очереди в газовые камеры. Мы подходим к перрону, на котором заканчивался не просто маршрут поезда с новыми жертвами. Здесь заканчивалась нормальная, человеческая жизнь и начинался иррациональный мир, в котором не просто убивали Человека, а стремились уничтожить в нем Веру, низвести его до уровня, когда можно убедиться в правильности теории «социального дарвинизма».
На многочисленных фанерных табличках мы читаем имена погибших. Эти таблички установили их внуки и правнуки, пришедшие сюда в этот День Памяти Катастрофы и Героизма. Мощные динамики доносят до нас фамилии погибших. «Шерман Анна» - и как от удара вздрагивают сестрички Юля и Настя Шерман. «Хайзар Давид» - и я представляю своего почти однофамильца, которого гонят в газовую камеру, слышу захлебывающихся лай овчарок, крики детей, отрывистые команды палачей.
Неужели все это было здесь, на этой земле, под этим небом? Выступления переживших ужасы концлагерей, речи Президента Израиля Моше Кацава и Президента Польши Александра Квасневского, пламя свечей в память погибших, мелодия и слова поминальной молитвы возвращают меня к действительности и убеждают еще раз, что все это было в действительности. Было, но никогда более не должно повториться!
А потом были совместные с израильтянами песни. Первой звучала песня «Ам Исраэль хай!» - «Народ Израиля жив!» Жив, но никогда уже не заполнятся уцелевшие в огне войны синагоги Польши местными евреями. Через день после Марша Живых на иврите и на английском мы пытаемся объяснить служителю у дверей знаменитой Краковской синагоги Ицхака, что мы – евреи с Украины, а не просто любопытные туристы, случайно попавшие в этот район города. Служитель неумолим: «За вход в синагогу нужно платить!» Потом все же мы увидели, что в Кракове много евреев. В талитах и с тфилипами, в кипах, шляпах и меховых шапках, поющих и танцующих, играющих на скрипках и балалайках, веселых и грустных. Увидели их деревянные фигурки на полках сувенирных лавок, на открытках в киосках и полотнах художников, продающих свой нехитрый товар возле синагог Краковского Казимежа. Синагог, превращенных в музеи. Синагог, которые ждут следующего 27 Нисана, следующего Марша Живых.
«Кто не помнит уроков Истории…»
13.05.2003 14-23
|