К столетию Саула Борового
Елена Айзина «Еврейский Обозреватель»
«Врата Сиона», «Звезда изгнания», «Город, в котором легко жить, в котором ясно жить»... — так некогда называли Одессу, история которой настолько богата и насыщена, что просто диву даешься, как уместилась она всего в два с небольшим века.
«Одесса и еврейская цивилизация» — так была обозначена тема 2-й международной научной конференции, организованной в конце прошлого года общинным центром «Мигдаль» и «Джойнтом», Одесским домом ученых, национальным университетом им. Мечникова, Госархивом Одесской области, Литературным музеем, Институтом иудаики (Киев) и центром «Сэфер» (Москва). Более тридцати докладчиков из Украины, России, Великобритании, Германии, Молдовы, широчайший диапазон тем — от еврейской Одессы в археологии или историографии еврейских погромов до конкретной истории конкретного кредитного общества... И — одна фигура, один человек, имя которого в этот раз объединило людей очень разных, Саул Боровой — профессор, историк, одессит.
Его первая печатная работа — перевод с иврита статьи об ассимиляции евреев — вышла, когда автору было 16 лет, а первая монография — «Еврейская земледельческая колонизация в старой России» — в 24 года. Его докторская диссертация была посвящена истории евреев Украины XVI–XVIII веков, а в научном наследии в целом — более 200 работ: книги, главы учебников, статьи, рецензии. Не случайно профессор Марк Соколянский, по предложению которого нынешняя конференция и была приурочена к юбилею выдающегося ученого, называет Саула Борового «продолжателем традиций золотого века русско-еврейской историографии, представленного именами Шимона Дубнова и Юлия Гессена, Израиля Цинберга и Шауля Гинзбурга»...
Частью праздника стала небольшая, но очень емкая выставка в музее истории евреев Одессы. Книги, фотографии, рукописи, материалы из фондов Госархива и Научной библиотеки ОНУ, из собраний Б.Минкуса, С.Лущика, О.Ноткиной, В.Фельдмана, А.Дроздовского, Е.Нильве... Фрагменты реальной жизни яркой, неординарной личности, всю значимость которой даже люди, хорошо знавшие Саула Борового, по-настоящему открывают, наверное, только сейчас. Одним из таких открытий стала в свое время машинописная рукопись Борового «Гибель еврейского населения Одессы во время фашистской оккупации».
Приверженность четкости факта, безукоризненная историчность, необычайная широта научных интересов, знаний и взглядов — так говорят о Боровом-ученом. Достоинство, доброта, духовная независимость, чистота, неумение «устраиваться» и «подстраиваться» (пример тому хотя бы — многолетнее «бытие» в коммуналке) — так говорят о Боровом-человеке. Причем ипостаси эти вряд ли уместно разделять.
— Есть такое понятие — ответственность, — говорит Михаил Рашковецкий — директор Музея истории евреев Одессы. — Так вот, Боровой был одним из самых ответственных людей, без которых не может существовать жизнь во всех ее проявлениях, не может существовать наука, в том числе и история. На нашей выставке представлена одна из статей о Сауле Боровом, название которой очень точное — «Труженик». Это неразрывно связанные между собой вещи — труд, ответственность и талант, искра Б-жья, без которой, в общем-то, тоже ничего не происходит...
Столетие Саула Яковлевича Борового совпало с первым годом жизни музея истории евреев Одессы. Совпадение это случайно. Но разве бывают случайными такие совпадения?.. А еще, вспоминая о Сауле Боровом, его коллеги, ученики, друзья с горечью говорили о том, что труды ученого издаются и переиздаются где угодно, но не в его городе. В городе, где родились поколения предков Борового, где родился и похоронен он сам, до сих пор нет мемориальной доски на его доме — материализованного знака памяти о человеке, забвение которого Одессой стало бы просто неблагодарностью...
08.01.2004 12-23
|