Новый музей "Яд-ва-Шем": вечная память 6 миллионов
Sem40.Ru
За две недели до официального открытия 15 марта Музей истории Холокоста при "Яд-ва-Шем" выглядел совсем не подготовленным к принятию посетителей. Многие стены были пустыми, так же как и витрины. По помещениям носились группы сотрудников, вытирали пыль, а десятки рабочих сверлили, долбили и стучали молотками.
Однако даже среди этой неразберихи было ясно, что исторический музей станет важным дополнением к комплексу "Яд-ва-Шем", который пережил крупное обновление.
Большая часть "Яд-ва-Шем" осталась нетронутой. Новое – это музейный комплекс, разработанный известным израильским архитектором Моше Сафди. Он включает музей истории, который в три раза больше старого музея, музей искусств, выставочный павильон, новый Зал имен, видео-центр, образовательный центр и синагогу.
Был расширен Международный институт изучения Холокоста, создана Международная школа исследований Холокоста. "Яд-ва-Шем", входя в эту систему, удвоил усилия по сбору в Европе видеосвидетельств переживших Холокост и документов, связанных с Шоа,
Те, кто не имеет возможность посетить "Яд-ва-Шем", могут воспользоваться недавно выложенной в интернет базой данных жертв Холокоста (www.yadvashem.org). Этот сайт является кульминацией многих лет активной работы, которую вели, в том числе, добровольцы: они перевели в цифровой формат 3 миллиона фотографий и написанных от руки страниц. Создатели сайта надеются, что его посетят евреи со всего мира и внесут в базу данных имена оставшихся 3 миллионов жертв.
Новый музей посвящен, в основном, 6 миллионам евреев, которые жили и погибли во время Холокоста. В интервью The Jewish Week Авнер Шалев, председатель директората "Яд-ва-Шем" и главный куратор нового музея, подчеркнул, что весь комплекс остается "прежде всего, основным еврейским музеем".
По словам Шалева, "Яд-ва-Шем" пытается сдержать "растущий феномен универсализации Шоа". "Люди заграницей все больше и больше говорят о правах человека и преступлениях против человечества, - отмечает он, - забывая, что Холокост был попыткой систематичного уничтожения еврейского народа". И если в контексте Холокоста евреи не займут центрального места, предупреждает Шалев, "может дойти до того, что эту историю будут рассказывать вообще без упоминания о евреях или упоминать о них вскользь".
Эта задача становится неимоверно трудной, подчеркивает Шалев, потому что те, кто пережил Холокост, находятся в преклонном возрасте и быстро умирают. "Задача в том, чтобы сохранить наследие, сделать так, чтобы оно было понятным и важным для третьего, четвертого и следующих поколений".
Стремясь к выполнению этой задачи, кураторы сделали выбор в пользу совмещения видеозаписей, различных инсталляций, произведений искусства и экспонатов того времени, многие из которых носят антисемитский характер.
"В числах и фактах легко потеряться. Мы хотели найти путь, чтобы сделать восприятие Холокоста личностным", - говорит Иегудит Шендар, художественный директор музея.
Входя в музей, первое, что видят посетители, это огромную треугольную стену с видеоинсталляцией, демонстрирующей еврейскую жизнь в Европе до войны.
"Только увидев, какой процветающей была еврейская жизнь в Европе, можно действительно оценить масштаб катастрофы", - замечает Шендар, уводя нас к выставленной рядом коллекции семейных фотографий на фоне картины с обгоревшими трупами в концлагере Клоога в Эстонии.
"28 сентября 1944 года нацисты убили всех узников и разложили их трупы на бревнах, чтобы сжечь, - разъясняет Шендар. – Затем появились русские, и в карманах убитых узников нашли семейные фотографии. Это те самые фотографии, только увеличенные".
В залах, посвященных приходу нацистов к власти и антисемитизму, есть немецкие почтовые марки, деньги и другие предметы, включая старомодную печатную машинку с клавишами со знаками свастики и CC. Есть детская настольная игра под названием "Покончим с евреями", и обувная стелька, вырезанная из свитка Торы.
Здесь представлено очень много современных художественных работ жертв Холокоста, "потому что искусство становится частью исторического контекста", говорит Шендар. "Невозможно понять еврейский взгляд на антисемитизм на основе фотографий или документов, сделанных палачами. Мы смотрели на все это с еврейской точки зрения".
Картины Шарлоты Саломон, пережившей Холокост, запечатлели все ширящиеся ограничения, накладываемые на евреев. На одной из картин два мальчика со светлыми волосами крадут из магазина, принадлежащего евреям. На картинах других художников – длинные очереди евреев на получение виз на эмиграцию и др.
Стремление музея представить только аутентичные экспонаты привело к тому, что он позаимствовал в Освенциме-Биркенау настоящие канистры с ядовитым газом Zyklon B и дверь в крематорий, в другом лагере смерти – обувь жертв и настоящий вагон для перевозки скота, в котором перевозили и жертв Холокоста.
Те, кто пытается представить себе, как в действительности выглядело Варшавское гетто, могут посмотреть на реконструкцию главной улицы гетто. Все в этой комнате, от мощенных камнями улиц до фонарей – аутентично.
"Вы когда-нибудь слышали о лагере смерти Белзек? – спрашивает Шендар. – О нем знают немногие, потому что из его узников не выжил никто. Четыре или пять часов спустя после прибытия у людей отнимали все, включая золотые зубы. Голыми их отправляли в газовые камеры".
"В этом месте погибла вся семья моего отца", - рассказывает она, и ее голос понижается до шепота.
Чтобы показать, что в Холокосте погибли реальные люди, музей включил в экспозицию фотографии простых людей, например, жениха и невесты с желтыми звездами, которые свидетельствуют о том, что они евреи. Здесь, в музее, на каждом шагу десятки историй жертв, а также фотографий и биографий нацистских командиров.
Последний зал музея – новый Зал имен, комната, высокие сводчатые потолки которой содержат фотографии и фрагменты рассказов 600 жертв. Они отражаются в воде в глубокой яме внизу. Посетители могут выйти на балкон – оттуда открывается панорама Иерусалима.
"Сердце до сих пор то и дело начинает колоть, - говорит Хавива Пелед Кармели, главный куратор выставки. – Каждый предмет принадлежал какому-то человеку, и этого человека больше нет". Аккуратно поглаживая два маленьких деревянных сердечка, разрисованных евреем, который находился в лагере Терезиендштадт, Пелед замечает: "В ту минуту, когда мы перестаем чувствовать, пора идти домой".
14.03.2005 17-13
|