Время для раздумий, время для действий
Эдуард Долинский
Анти-сионизм опять в моде. Уже в течение года наши и западные средства массовой информации довольно критически относятся к политике израильского правительства, подчас даже ставя под вопрос само право Израиля на существование. Слышать такие утверждения от неевреев обидно. Но что самое удивительное, в это критическое для всей истории Израиля время, так это слышать как крайне правые, так и крайне левые еврейские голоса присоединяющиеся к волне нападок на Израиль, оставляя нас с чувством горечи, разочарования и предательства.
В последнее время такие голоса особенно стали слышны на Западе. Один реформистский раввин поставил под сомнение Израильское правительство, другой такой раввин заявил, что сионизм это пятно на иудаизме. С другой стороны ортодоксальные раввины участвовали в демонстрациях на стороне противников Израиля на недавней конференции по расизму, организованной ООН в Дурбане, неся плакаты с постыдными анти-сионискими надписями.
Тяжело обвинять журналистов или целые телеканалы в нападках на сионизм, когда члены еврейской общины делают тоже самое.
Однако, еврейский антисионизм отнюдь не новое явление. Сионизм, со дня своего появления столкнулся с оппозицией многих направлений еврейской жизни, подчас очень значительной.
В начале прошлого столетия большинство восточно-европейских раввинов - хасидов или митнагдим (традиционых противников хасидизма) - были неистовыми противниками сионизма. Им казалось, порой небеспричинно, что светский сионизм вытеснит традиционный иудаизм.
Даже религиозные сионисты, Мизрахим, разделяли эти опасения, однако они думали, что смогут повлиять на нерелигиозных сионистов и поэтому работали вместе с ними. Большинство ортодоксальных лидеров не разделяло оптимизм Мизрахим, и активно сопротивлялись всему, что имело отношение к сионизму.
Другая группа состояла из тех противников сионизма, которые утверждали, что государственность затмит то, что должно остаться чистой религией. Ведущими идеологами этого направления были философ Мартин Бубер и первый ректор Еврейского университета Юда Магнес. Вместе со своими студентами они выступали против соединения современного государства с древней религией, считая это ужасной идеей.
Третьей группой стали ассимиляционисты, которым просто не нравилась и была неудобной идея государства и еврейского национализма. Они боялись, что это поставит под сомнения их лояльность к странам, где они проживали.
Люди, составлявшие эту группу, были в основном ассимилированные евреи из Западной Европы, Великобритании и Соединенных Штатов. Очень редко их можно было найти среди русских евреев, которые, за редким исключением, вообще не имели симпатий к стране своего проживания.
Современных анти-сионистов также можно разделить на эти же три категории. Однако, аргументы, которые они используют, не только не оригинальны, они устарели и не отвечают современной ситуации.
Опасения ортодоксальных евреев, что сионизм может вытеснить иудаизм, не оправдываются. Светский сионизм как идеология уже мертв на протяжении по крайне мере 30 лет. Наоборот, многие сходятся во мнении, что оставшиеся сегодня сионисты это религиозные сионисты. Это они кто верит в неделимость земли Израиля; их дети совмещающие учебу в йешивах со службой в армии - одни из лучших солдат Армии обороны Израиля и они удачно передают эти ценности следующему поколению.
Более того, государство не угрожает ортодоксам. Наоборот, они получили огромные привилегии от него. В Израиле сейчас больше йешив чем было в предвоенной Европе. Современный Израиль это духовный рай для верующих евреев и таким образом это время переосмыслить ортодоксам свои отношения с Израилем.
Ортодоксальные и прогрессивные еврейские лидеры должны понять, что сионизм в 2001 году не тоже, что было в 1897. Хранить молчание, когда твоему народу угрожают или хуже того, одобрять такие акции, неприемлемо и нечестно.
Перед Холокостом можно было позволить поставить под сомнение еврейскую государственность. После Холокоста мы не можем себе этого позволить. Убийство шести миллионов евреев стало решающим аргументом того, что евреям необходимо свое собственное государство. Еще одним аргументом есть то, что сотни тысяч евреев из Марокко, Йемена, Эфиопии и бывшего Советского Союза нашли свой дом в Израиле.
Существует еще один посыл: Израиль доказал за свою короткую и беспокойную историю, что он в высшей степени этическое государство. Это сильно демократическое государство с независимой юридической системой и свободной прессой. Он пытается совестить интересы национальной безопасности с гражданскими правами. Правда, это не всегда получается, но если посмотреть на его соседей, где вообще речь не идет о правах человека. Нам есть, чем гордиться.
Некоторых пугает Израиль. Они наивно думают, что Израиль источник всех конфликтов в исламском мире, что Израиль и в определенной степени еврейский народ виновны в мировых проблемах. Из всех аргументов против Израиля эти самые слабые. Их сторонники выдают свое полное незнание нашей истории. Еще менее века назад евреев презирали за то, что у них нет своей страны. Нас называли паразитами, и единственным путем заставить себя уважать считалось приобретение своего государства.
Сегодня у нас есть своя страна, и все равно нас презирают. Только сейчас из-за нашей страны. Израиль такая же причина исламского фундаментализма, как средневековые евреи были причиной чумы. Израиль фиговый листок для прикрытия истинной причины - глубоко укоренившегося антисемитизма.
Поэтому, сегодня как никогда ранее, мы должны защищать право Израиля на существование. Однако, наши усилия во многом подрываются личными амбициями многих еврейских лидеров и неспособностью объединить усилия во благо Израиля. Наши организации, Объединенная Еврейская Община Украины и Всеукраинский еврейский конгресс, доказали свое стремление к диалогу в поддержку Израиля, и, еще раз мы призываем все еврейские организации объединенными усилиями поддержать справедливую борьбу Израиля против терроризма и за свое собственное существование.
Пришло время понять, что государство Израиль и народ Израиля неразрывно связаны. Так сильно, что даже наши враги с этим согласны.
Эдуард ДОЛИНСКИЙ
Исполнительный директор
Объединенной еврейской общины Украины
06.12.2001 12-09
|