Закулисный торг: как Кнессет делил страны СНГ
IzRus
В прошлом, основные страсти обычно бушевали вокруг ассоциаций межпарламентской дружбы с "престижными" странами Запада. Еще в начале 90-х многие республики бывшего Союза оставались "бесхозными" – в Кнессете не было желающих ездить в Минск, или хотя бы раз-два в году общаться с узбекскими коллегами. С появлением в парламенте выходцев из бывшего СССР в 1996 году ситуация начала меняться. Но распределение функций по странам СНГ и Балтии происходило в рамках одной единственной "русской" фракции ("Исраэль ба-алия"), так что особой борьбы по этому поводу не возникало. И хотя в Кнессете 15-16 созывов (1999-2006) численность русскоязычных депутатов возросла с 7 до 11 человек, бывших советских республик хватало на всех (из 15 республик бывшего Союза, Израиль имеет межпарламентские связи в большей или меньшей степени с 12 странами).
В предыдущую каденцию Кнессета (2006-2009) численность "русских" депутатов достигла 14 человек. Причем большинство из них относились к коалиционным фракциям: НДИ, "Кадима", ШАС. Именно тогда впервые в истории Кнессета между парламентариями от разных партий возникли трения по поводу председательства в межпарламентских ассоциациях с некоторыми из стран СНГ (в частности "Израиль-Россия").
Но настоящее соперничество за эти межпарламентские ассоциации возникло лишь после февральских парламентских выборов, в ходе весенней сессии Кнессета 18 созыва. И хотя численность выходцев из бывшего Союза среди депутатов осталась прежней, желающих играть активную роль в межпарламентских связях со странами СНГ и Балтии стало больше (причем, не только из среды русскоязычных народных избранников). Причиной тому послужила "монополизация" постсоветского направления внешней политики партией "Наш дом Израиль" (НДИ). Как только главой МИД стал Авигдор Либерман, уделяющий бывшему Союзу особое внимание, а другие депутаты НДИ сделали заявки на председательство в различных ассоциациях межпарламентской дружбы со странами СНГ, растущий интерес к этому региону начали проявлять и представители других фракций. Постсоветское направление вдруг стало престижным, чему способствовала также активизация отношений с Россией и Азербайджаном.
В результате члены других фракций стали пытаться "отбить" межпарламентские ассоциации, традиционно "принадлежавшие" НДИ. В свою очередь, соратники Либермана сделали заявку на председательство в ассоциациях, которые ранее возглавляли коллеги из других фракций. Порой к разбирательствам по этому поводу подключались даже лидеры партий, если рядовые депутаты и председатели фракций не могли договориться сами. Иногда доходило до настоящего торга: мол, вы голосуете за выделение нам еще одной должности замминистра или поддерживаете нашего кандидата на пост мэра в таком-то городе, а мы "отдаем" вам такую-то межпарламентскую ассоциацию. Но ни по одной из таких сделок стороны не сумели договориться. Почти во всех случаях решающее слово оставалось, согласно протоколу Кнессета, за спикером парламента Руби Ривлином.
Больше всего споров, торгов и интриг, длившихся почти полгода, было вокруг межпарламентских ассоциаций с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Азербайджаном. И если на председательство в ассоциации "Израиль-Россия" претендовали два депутата не впервые, то с тремя перечисленными мусульманскими республиками такого еще не было. Это явно стало результатом общей активизации Израиля на южном фланге СНГ.
Так, на Россию претендовали председатели двух основных фракций коалиции "Ликуд" (Зеэв Элькин) и НДИ (Роберт Илатов). Причем, то был единственный случай, когда кандидаты сумели прийти к компромиссу, став равными сопредседателями ассоциации. На Азербайджан претендовали – выходец из Узбекистана Роберт Илатов и уроженец Дагестана Роберт Тивьяев ("Кадима"); на Казахстан и Узбекистан – как минимум трое (Амнон Коэн от ШАС и еще два депутата от НДИ).
Лишь к концу августа – началу сентября, уже во время летних каникул Кнессета, "расстановка сил" определилась окончательно. В итоге страны СНГ оказались распределены следующим образом:
Россия - сопредседатели Зеэв Элькин ("Ликуд") и Роберт Илатов (НДИ).
Украина - вице-спикер Кнессета Алекс Миллер (НДИ).
Беларусь - генсек НДИ Фаина Киршенбаум.
Молдова - Лия Шемтов (НДИ).
Казахстан - Фаина Киршенбаум.
Узбекистан - Амнон Коэн (ШАС).
Азербайджан - Роберт Илатов.
Грузия - Авраам Михаэли (ШАС).
Литва, Латвия, Эстония - Зеэв Бельски ("Кадима").
Таким образом, в Кнессете 18 созыва будут функционировать межпарламентские ассоциации с 11 республиками бывшего Советского Союза. Армения, которой в прошлую каденцию Кнессета занимался Зеэв Элькин, на сей раз, осталась "бесхозной". С центрально-азиатскими республиками Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном Израиль практически не имеет никаких межпарламентских связей.
Все ассоциации со странами СНГ возглавили выходцы из бывшего Советского Союза. Двое - Амнон Коэн и Авраам Михаэли, курируют связи с теми республиками, в которых они родились.
Председательство в пяти с половиной ассоциациях принадлежит депутатам от НДИ, в трех – от "Кадимы", в двух – от ШАС, и в половине ассоциации ("Израиль-Россия") – представителю правящей партии "Ликуд".
Остается надеяться, что столь нелегкий передел "сфер влияния" был не напрасным, и назначенные руководители ассоциаций действительно сумеют продвинуть сотрудничество с курируемыми странами.
15.09.2009 10-23
|