Взгляд из Нью-Йорка: Древний Израиль
Vedomosti
В США существует довольно большая категория евреев, с которыми нельзя говорить об Израиле. Часто это люди образованные, способные здраво рассуждать на любую тему - любую, кроме Израиля. Конфликт с палестинцами они видят исключительно в черно-белых тонах С добра и зла, благородных уступок с одной стороны и полного нежелания мириться - с другой.
Поскольку они все же американцы, причем в большинстве своем с консервативным уклоном, они хотят объяснить, почему Америке выгодно поддерживать Израиль. Ну конечно же: Израиль - верный союзник США в этом важнейшем стратегическом регионе. Причем их мало смущает тот факт, что американские нефтяные компании, работающие в зоне Персидского залива, считают, что поддержка Израиля подрывает репутацию США среди умеренных арабских государств.
Скорее всего, рост влиятельности воинствующего правоверного ислама был неизбежен. Но несомненен и тот факт, что присутствие в Палестине не просто немусульманского государства, но государства иудейского, построенного на религиозной идее, постоянно разжигает страсти от Джакарты до Лагоса. Причем если в первые 40 лет основным противником Израиля были светские С и даже социалистические С арабские режимы типа Сирии и Египта, то теперь основную угрозу его существованию представляют исламские фундаменталисты, многие из которых вовсе и не палестинцы.
Именно поддержку Израиля не могут простить воины Аллаха Америке. При этом поддержку, оказываемую США мусульманам в Боснии, Косове и Чечне, они как бы не замечают.
Тем не менее, утверждают сторонники Израиля, Америка должна поддерживать еврейское государство хотя бы потому, что оно - островок демократии среди океана тирании и теократии. Тут тоже не со всем можно согласиться. То есть про арабский мир понятно. Вопрос стоит об Израиле.
Нельзя отрицать, что Израиль - свободное, демократическое государство, управляемое законом и гарантирующее права человека. Тем не менее Израиль - государство глубоко несовременное, построенное на принципах сионистского движения конца XIX в. , усложненных еврейской трагедией 1933 - 1945 гг.
Основополагающая идея Израиля больше подходит католической Австрийской монархии, чем современному государству. Состоит она в том, что вероисповедание, рассеяние, история притеснений и гонений являются достаточными основаниями, чтобы создать нацию. То есть еврей еврею брат независимо ни от каких других факторов. По иронии судьбы этот упрощенный, топорный принцип прямо противоречит еврейской культуре Средней Европы (а также физике Эйнштейна, психоанализу Фрейда) , на которой основана неопределенная, полная нюансов современная западная цивилизация.
Неудивительно поэтому, что, оказавшись в средневековой среде Ближнего Востока, Израиль постепенно сливается со своим окружением. Государство, основанное людьми малорелигиозными, с левацким уклоном, постепенно заражается от соседей религиозной нетерпимостью.
Израиль, несомненно, устал от войны. Но кажется, что даже под давлением из Вашингтона израильтяне не очень-то хотят мира. Потому что война сплачивает, а без войны внутренние противоречия могут обостриться. Все-таки для современной нации вероисповедание - недостаточный связующий принцип.
Автор - старший экономист фирмы The Globalist
08.10.2001 09-28
|