Протоколы европейских мудрецов
Вадим Скуратовский
На исходе XIX века, то есть в самом разгаре тогдашнего теоретизирования вокруг возможного создания еврейского государства в Палестине, состоялся крайне любопытный разговор между политическими и интеллектуальными лидерами того теоретизирования. Между Теодором Герцлем и Максом Нордау. Герцль: 'Послушайте, Нордау, оказывается, что там, в Палестине, арабы? Но ведь нам об этом ничего не говорили...' - 'Да-да, - столь же растеряно отвечает Макс Нордау. - Нам об этом ничего не говорили'.
Возникший проект еврейского государства в Палестине - производное не только от сверхчеловеческих усилий названных лидеров. И не только от еврейского национального романтизма того века. Романтизма, окрашенного отчасти в мессианско-мистические, отчасти в утопически-социалистические цвета. Вообще, тот проект, при всей его исторической уникальности, в сущности, завершает длинную череду в высшей степени сложных усилий патриотической интеллигенции самых разных безгосударственных народов. Поляки. Балканские славяне. Прибалты. Наконец, и украинцы с их так называемым сепаратизмом.
Интересно, что впервые словечко это по отношению к 'малоросам' употребила еще в начале 1860-х еврейская одесская газета 'Сион'. Подчеркивая тем самым свою лояльность...
Словом, позапрошлый век переполнен указанными национальными 'проектами'. При этом, увы, все те народы - точнее, именно их интеллигенция, их патриотический авангард, - скажем так, не очень чтили ближних и дальних своих партнеров по сходной 'безгосударственной' судьбе. Главное-де, удачный исторический дебют и затем финиш 'моего' народа - и прежде всего, именно 'моего', - а вот вдруг оказывается, 'что в Палестине - арабы...'. И тому подобное.
И Герцль, и Нордау во многих соображениях, выводах и затем уже в конкретных своих политических жестах - почти гениальны. Но вот их 'арабский' просчет - в ту пору еще вполне простительный, впоследствии отозвался непреходящим хроническим кризисом, который время от времени и вовсе преломляется в военные конфликты.
И дело, разумеется, не в том, что Герцль и Нордау, ввиду 'арабов в Палестине', не должны были приступать к созданию еврейского государства. Скорее наоборот. Несомненная гениальность этих людей как раз в том и заключается, что их могучий исторический инстинкт подсказывал: у европейского и другого еврейства уже нет иного выхода, кроме спешного создания своего государства. И дело также не в том их указанном географическо-политическом дилетантизме, в ту пору действительно простительным: арабы, по тогдашнему общемировому (а точнее, европейскому) предрассудку, казались народом, некогда уже до конца исчерпавшим свое историческое призвание и предназначение и отныне якобы пребывавшим вне истории. Во всяком случае, где-то на ее обочине.
Но вот в конце 1918-го, на исходе Первой мировой, последний европейский кондотьер и конквистадор Томас Эдвард Лоуренс, тесня турок, вводит свои полчища арабских партизан в Дамаск. И отправляется на тамошний почтамт, где отбивает в Лондон соответствующую телеграмму. И вскоре получает оттуда сдержанный официальный ответ - что ж, английское правительство теперь готово признать арабов так называемым беллигеренс (то есть воюющей стороной).
Вот так в тот дамасский вечер и качнулись весы мировой истории. В историческом времени появилась новая, планету прогибающая, сила. В историю вошел еще один гигантский этнос.
Но ведь в том-то и дело, что незадолго до того события то же самое правительство столь же уклончиво-вынуждено, но все же фактически признало такой же легитимной стороной и еврейских пассионариев, энтузиастов упомянутого палестинского проекта. Последователей-практиков Герцля-Нордау.
И сразу же 'началось'... И вот доселе не заканчивается. И дело, кажется, уже не в Израиле и его арабских, скажем так, антагонистах. Запад продолжает старинную, едва ли уже не в столетие длиной, многоходовую ближневосточную партию. Что-то вроде шахматной игры сразу за двух партнеров. Поочередно подсказывая ходы то тому, то другому. Да еще в зависимости от цен на аравийскую нефть.
За последние полстолетия Запад принимал сторону то одного, то другого антагониста. Сегодня, в продолжение той чудовищной диалектики, развитые государства приняли сторону - известно чью... Именины сердца европейского антисемитизма.
И вот именно теперь уместно, наконец, вспомнить еще одну историческую родословную еврейского государства на Ближнем Востоке. Ведь сама мысль о нем возникала у великих идеалистов после бесчисленных катастроф французской революции, пообещавшей в своем разгаре всемирное братство народов (в том числе и французов, и вообще европейцев 'Моисеева закона'). Спустя столетие после той революции решительно вся 'христианская' и 'либеральная' Европа вошла в такое свирепое юдофобство, что два еврейских публициста, Теодор Герцль и Макс Нордау, как-то почти одновременно решили: надобна спешная эмиграция с обезумевшего материка.
В общем, те литераторы, пожалуй, опоздали. Катастрофа европейского еврейства опередила возникновение державы, могущей гарантировать хотя бы жизнь своему народу. Так что Государство Израиль - это исторический продукт не только его инициаторов, его энтузиастов, первых его практиков, но и европейской катастрофы-ХIХ. Катастрофы человечности.
Итак, то государство возникло на Востоке как политическое образование беглецов с Запада. Люди бежали поначалу от англо-французского либерального лицемерия, а затем уже и от германской тоталитарной недвусмысленности.
'Оказывается, в Палестине арабы...' Вполне имеющие право на свою государственность. Только не надо в ее фундамент бросать строительную жертву в виде того государства-беглеца. Есть тема, мимо которой ужом проскальзывает всеведущая европейская и американская историография. Вечный позор западных демократий, в известный период мирового затмения закрывших свои умные глаза на то, что происходило на восточном берегу Рейна... Теперь глаза те как-то подчеркнуто широко открылись на то, что происходит на Западном берегу Иордана.
Сегодня на Ближнем Востоке, в сущности, испытуется сам первосостав Европы: либо ее гуманизм реален, либо является риторическо-филологическим образованием, прикрывающим чудовищный прагматизм.
22.05.2002 12-17
|