Памятник незастывшей истории
«Еврейский Обозреватель»
Таллиннская еврейская община ведет свое начало от кантонистов — детей из местечка, насильно отнятых у семей и отданных на перевоспитание «в духе православия, самодержавия и народности» в гарнизонные школы без малого два века назад.
Эстляндская губерния, находящаяся далеко от традиционных мест проживания евреев, казалась тогдашним властям идеальной для воплощения в жизнь своих замыслов. Жизнь, однако, разрушила планы ассимиляторов: именно бывшие кантонисты, сумевшие сохранить верность своему народу и вере, основали в Таллинне первые институты еврейской общинной жизни.
О еврейском кладбище документы магистрата упоминают уже в 1844-м, о первой синагоге, оборудованной кантонистами в одном из заброшенных воинских складов, — двумя годами позже.
Долгое время постоянное место для богослужений у таллиннских евреев отсутствовало: то и дело приходилось переоборудовать под место молитв различные подсобные помещения. Одно из них — бывший пороховой амбар в конце улицы Уус — сохранилось до наших дней: здесь теперь располагается филиал Морского музея — Музей морских мин. Одно время еврейская молельня располагалась в частной квартире на улице Мюйривахе, а позже — в деревянном двухэтажном доме на современной улице Маакри. К 1882 году стал тесен и он. На следующий год правление общины приняло решение о строительстве нового здания. Проект его был заказан у Николая Тамма, одного из первых в городе архитекторов-эстонцев. Краеугольный камень в фундамент постройки был торжественно заложен в августе 1883-го, а к следующему Рош а-Шана здесь уже состоялось первое богослужение.
Проектируя таллиннскую синагогу, архитектор воспользовался известным на всю Европу прототипом — венской синагогой, построенной на сорок лет раньше. Выстроенная в непривычном для Таллинна «мавританско-романском» стиле, синагога быстро стала городской достопримечательностью: попала в путеводители, на открытки, а один из местных художников даже посвятил ей полотно, до сих пор хранящееся в собрании Русского музея Эстонии.
СОЖЖЕННАЯ ПАМЯТЬ
В некотором роде таллиннской синагоге повезло: в отличие от рижской она не была сожжена вместе с молящимися в ней людьми в первые же дни нацистской оккупации. Боясь, что огонь может переброситься на окрестные деревянные дома, немцы ограничились тем, что устроили в ней склад воинского обмундирования и реквизированного у расстрелянных еврейских семей имущества. Трагический час пробил для здания в ночь на 9 марта 1944 года: в результате советской бомбежки города оно, как и многие другие таллиннские постройки, выгорело изнутри. То, что чудом уцелело от огня, вновь было подожжено полгода спустя — так вымещали злобу отступавшие солдаты вермахта...
Руины здания чернели над улицей Маакри еще три года: в ходе восстановительных работ сохранившийся каменный остов был взорван. Там, где некогда стояла гордость и слава таллиннского еврейства, некоторое время оставался пустырь, исчезнувший при строительстве в семидесятых годах Дома профсоюзов. Казалось бы, таллиннская синагога сгинула навсегда, и даже память о ней — лишь удел специалистов.
ИЗ ПЕПЛА
— Еврейская религиозная жизнь не прекращалась в Таллинне последние шестьдесят лет, — рассказывает таллиннский раввин Шмуэль Кот. — Беда только в том, что до декабря 2000 года вместо синагоги мы использовали фактически не пригодные для этого помещения, последним из которых был дом на далекой окраине — улице Магдалеэна. Благодаря помощи светской Еврейской общины и ее председателя Цили Лауд мы имеем нынешнюю синагогу в пристройке к зданию Еврейской школы.
Внутренний вид современной таллиннской синагоги действительно хорош: люстры, стильный Арон ха-Кодеш — место хранения свитков Священного писания, выполненные эстонской художницей Долорес Хоффман витражи на окнах. Но снаружи здание, пожалуй, ничем не выделяется. Пока.
— В этом году — году 120-летнего юбилея Большой таллиннской синагоги — мы решили основать специальный фонд. Его задачей будет расширение пристройки: там, где сейчас находится синагога, расположатся кошерная кухня и ритуальный бассейн — миква. Но самое главное — безликий торец пристройки, выходящий на улицу Аэдвилья, мы намереваемся украсить панно, полностью воссоздающим фасад разрушенной синагоги XIX века, — делится планами раввин.
По словам Шмуэля Кота, важный шаг уже сделан: архивные чертежи разрушенного здания в Таллиннском городском архиве найдены.
— Знаете, сколько евреев жило в Таллинне, когда они построили эту синагогу? — спрашивает он, держа в руках довоенное фото. — Всего семьсот человек! Сейчас еврейское население нашего города куда больше. Я уверен, что наш воплощенный в жизнь план станет лучшим памятником кипевшей здесь в годы Первой республики еврейской культурной жизни. И залогом того, что она не прекратится никогда.
31.08.2004 15-32
|