Экспозиция еврейской российской культуры
АЕН
Вчера в Этнографическом музее состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции, посвященной культуре евреев, проживавших на территории Российской Империи.
В 2003 г. президент России Владимир Путин, на встрече с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, дал обещание воссоздать в России еврейский музей, который сто лет назад был создан на средства богатых евреев Петербурга. Прошло четыре года и это обещание выполнено.
Презентация этой уникальной и одной из лучших коллекций в мире, рассказывающей как о жизни штетла, идишского местечка, так и о быте евреев Средней Азии и Кавказа, - стало событием федерального масштаба.
Присутствие главного раввина России Берла Лазара и главы департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, прибывших в северную столицу на открытие выставки, показывает, что для еврейской общины России очень важно знать и хранить свое историческое наследие.
"Сегодня в России понимают, что процветание и развитие страны возможно только тогда, когда мы будем сохранять наши традиции. Важно не только, чтобы люди знали, что был такой народ, но чтобы он развивался дальше. Важно не только учить свою историю, но жить этой жизнью и жить верой, что завтра будет еще лучше", - сказал раввин Берл Лазар.
Восстановление еврейского музея, по инициативе президента Путина, стало проявлением четкой государственной позиции о необходимости сохранения многообразия культуры и истории России. Полномочный представитель президента Илья Клебанов и руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой поздравили еврейскую общину с открытием экспозиции.
В двух выставочных залах элементы истории и религии евреев России гармонично переплетаются и дополняются современными мультемедийными возможностями.
"Этот музей во многом связан с исчезнувшей культурой идиша, еврейских местечек, которая к концу 20 века потеряла живое значение, - сказал Михаил Швыдкой.
– Попытки возродить ее предпринимались в США и Израиле, однако израильтяне относятся сложно к этой культуре и считают, что она должна уйти в прошлое, стать страницей в истории еврейского народа. Этот музей хранит культуру сложившуюся и завершенную, а не жизнь евреев современной России. Но чтобы думать о будущем – надо представлять реальное прошлое".
"Эта экспозиция позволяет молодым поколениям российских евреев не только гордиться своими предками, но и вселяет уверенность, что отношения между народами нашей страны будут только улучшаться"- заявил главный раввин России Берл Лазар.
О концепции Музея в музее для Петербургской Синагоги рассказал научный сотрудник Института востоковедения РАН, куратор выставки Семен Мордохович Якерсон.
"Выставка открыта в городе, который был столицей российской империи, сюда стекались совершенно уникальные коллекции, еврейские коллекции в течение многих и многих десятилетий практически была закрыты, только теперь впервые они дышат своей собственной жизнью.
Коллекция этнографического музея абсолютно уникальна – это была первая в истории профессиональная этнографическая экспедиция в черту оседлости, которая была проведена в 1912- 1914 годах и то, что тогда было собрано - это предметы стопроцентно неповторимого ушедшего быта Штетла, еврейского местечка.
Важно, что экспозиция рассказывает не только об ашкеназийских евреях, но и о бухарских, горских и грузинских евреях. Для меня как научного сотрудника было очень важно показать и духовный мир евреев на тот момент, когда они стали российскими подданными.
В первом зале мы показываем корни, предысторию, мы показываем синагогу, не обязательно ашкеназскую, а вообще синагогу, как место, где евреи собирались, книги которые они читали, показываем чем они дышали, чем они жили. Все это демонстрируется на фоне фильма Библейская земля –подчеркивающего, что евреи всегда носили в душе память о ней, где бы они не жили в диаспоре.
Фильм сделан под возвышающую классическую музыку, так звучит Стравинский, так звучат мелодии симфонии псалмов, так потрясающе звучит Малер. Также интересен современный дизайн интерьера – эти десять заповедей на окнах, потому что это самый важный общечеловеческий текст, который еврейская цивилизация подарила миру".
13.12.2007 15-12
|