Еврейские общины постсоветского пространства на мировой арене
annews.ru
Когда в конце 1980-х началось возрождение еврейской жизни, многие были уверены, что речь идет о кратком эпизоде перед поголовной эмиграцией. Советских (а позже российских и украинских евреев) на этом основании пытались не допустить в качестве полноправных представителей в такие международные организации, объединяющие еврейские общины разных стран, как ВСО (Всемирная сионистская организация) и ВЕК (Всемирный еврейский конгресс).
Подобное нежелание в сочетании с некоторым комплексом «подростковости», которым страдала практически вся постсоветская элита в 1990-х, привели к тому, что избрание тогдашнего президента Российского еврейского конгресса В. Гусинского вице-президентом ВЕК в 1997 г. рассматривалось как нечто грандиозное и недостижимое.
За последние годы ситуация серьезно изменилась. Прежде всего, к руководству (или, по крайней мере, финансированию) еврейскими организациями пришли представители крупного бизнеса (Леви Леваев и Роман Абрамович, помогающие ФЕОР, Аркадий Гайдамак, возглавивший КЕРООР, президент Евро-Азиатского еврейского конгресса Александр Машкевич). Значительные бюджеты помогли общинам справиться с чувствами «младших братьев», а сами представители нового поколения еврейских лидеров постсоветских общин заняли высокие посты в международных еврейских организациях. К примеру, Евро-Азиатский Еврейский конгресс считается одной из четырех континентальных секций ВЕКа, Машкевич стал членом десятки правления (Steering Committee) ВЕК, а вице-президент ЕАЕК Александр Бронштейн - вице-президентом ВЕК. Тот же Александр Машкевич возглавил отделение фонда «Кэрен Аесод» (фундаментальный фонд поддержки Израиля) по странам СНГ, Тельман Исмаилов, вице-президент ЕАЕК, стал президентом Кэрен Аесод на территории кавказских стран бывшего СССР.
А Аркадий Гайдамак недавно стал лидером всемирного «Бейтара». К нему же обратился глава Еврейского Агентства «Сохнут» Зеэв Бельский с просьбой вложить $50 млн в систему еврейского образования, функционирующую под эгидой «Сохнута» на территории бывшего СССР в обмен на титул почетного основателя фонда и соответствующие «имиджевые» преимущества. Во время войны в Ливане и после ее окончания Гайдамак и вовсе стал едва ли не самым популярным человеком в Израиле (его рейтинг в какой-то момент достиг 50%). Он фактически взял на себя функции бездействовавшего государства, организовав сначала лагерь для беженцев из прифронтовых районов, а затем — вывоз на отдых детей из пограничного города Сдерот, на который сыпались самопальные ракеты «Кассам». Помощь пострадавшим от войны оказали также и другие еврейские организации: ФЕОР и ЕАЕК.
Впрочем, речь идет не только о больших бюджетах, как доказательстве успешности, но также и о поиске своих ниш на международном политическом рынке. Несмотря на то, что практически все места на этом рынке заняты, ряду еврейских организаций, действующих на постсоветском пространстве, удалось найти для себя новые направления деятельности (или «пересоздать» старые). Федерация еврейских общин России взяла на себя функцию объединения русскоязычной еврейской диаспоры. При поддержке ФЕОР в 2002 году был создан Всемирный конгресс русскоязычного еврейства (ВКРЕ), объединивший около 3 млн русскоговорящих евреев во всем мире. В настоящий момент можно говорить о налаженном с помощью ВКРЕ сотрудничестве в области культуры, что уже достаточно много. Вполне возможно, что через какое-то время ВКРЕ может заняться координацией борьбы с антисемитизмом и т.д. Что касается Евро-Азиатского еврейского конгресса, объединившего еврейские общины бывшего СССР, Азии и Австралии, то избранная им область на первый взгляд была одной из самых сложных — иудео-мусульманский диалог.
На фоне непрекращающегося конфликта вокруг Палестинской автономии и активизации радикальных исламистов сама мысль о подобном диалоге казалась безумием. Но оказалось, что при желании и политической воле подобный диалог может быть начат и продолжен. В рамках этой деятельности в 2006 г. ЕАЕК организовал специальную конференцию, посвященную проблемам этого диалога в Москве (июнь 2006), а также представлял иудаизм на прошедшем в Астане в сентябре 2006 года форуме мировых и национальных традиционных религий. За несколько лет подобная деятельность из полумаргинальной превратилась едва ли не в основную и с охотой используется другими еврейскими организациями, понявшими, что не нужно считать всех мусульман однородной враждебной силой.
На первый взгляд, речь идет о немотивированной ничем, кроме жажды власти, экспансии. Но если заглянуть глубже, то вспоминается преобладание российской (до этого польской) еврейской общины на протяжении столетий в мировой еврейской жизни (выходцами из этих краев и их потомками была и есть большая часть израильского и американского еврейского истэблишмента). Просто сейчас в очередной раз восстанавливается баланс.
Другое дело, что подобная экспансия не вызывает у тех же израильтян особого энтузиазма. Стоило Аркадию Гайдамаку заявить о своем возможном участии в политической деятельности в Израиле, как в СМИ сразу же появились статьи, обвиняющие его во всех смертных грехах, а затем он удостоился личной отповеди премьер-министра Эхуда Ольмерта, обвинившего бизнесмена в «пособничестве капитуляции». Впрочем, подобные резкие жесты доказывают лишь одну вещь: израильская элита действительно испытывает сильный страх перед энергичными «русскими».
10.01.2007 14-49
|