100-летие Еврейского музея в Праге
Радио Прага
Выставка представляет около 200 картин, рисунков и открыток еврейского гетто в Праге с 18-го по 20-ый век. Главное внимание уделяется самым важным памятникам еврейской культуры в Праге, то есть Старо-новой синагоге и Еврейскому кладбищу, но также видным представителям еврейской духовной, патрицийской и предпринимательской сферы. Еврейский город привлекал интерес художников, прежде всего, в период своей перестройки и ассенизации в конце 19-го и начале 20-го века. Совершенно естественным стало желание запечатлеть облик быстро исчезающих переулков и уголков для следующих поколений. По словам куратора выставки Арно Паржика, любопытно, что среди художников, изображающих еврейскую общину, были, прежде всего, чешские художники-патриоты, как Антонин Манес, Антонин Махек, Йозеф Манес, Бедржих Гавранек, Войтех Гинайс, Лудек Маролд и другие.
«Мне кажется, или, точнее, я знаю, что это - уникальное явление. Единственным случаем, где можно встретиться с чем-то подобным, является Амстердам. Никакое другое еврейское гетто не вызывало столь сильного интереса, так как нигде в Европе не было столь много пышных памятников еврейской культуры, как в Праге. Благодаря этому в Прагу приезжали многие посетители, возникали известные пражские еврейские легенды, и многие писатели и художники вдохновлялись историей пражского гетто».
Еврейские культурные памятники сохранились в столь хорошем состоянии и благодаря тому, что в Праге, в отличие от других европейских городов, существовало непрерывное еврейское население. Только три раза евреи были изгнаны, но каждый раз только на короткое время, и потом они опять вернулись в Прагу. Самые значительные еврейские памятники никогда не были разрушены.
«Благодаря этой истории, у которой нет аналогий, именно Прага получила в еврейском мире репутацию «Матери Израиля», одного из самых важных центров евреев. Прага действительно была в течение нескольких столетий самой многочисленной еврейской общиной в Европе, рядом с Амстердамом и Салоники. Но ещё большим было её значение, как культурного центра. Здесь впервые, кроме Италии, начали печатать еврейские книги, и оттуда еврейское книгопечатание расширилось и в другие европейские страны на север от Альп».
Как возникали картины, находящиеся на выставке - по заказу богатых представителей еврейской общины, или спонтанно?
«Самое интересное то, что они возникали спонтанно. По большому счёту. Это можно прекрасно исследовать, например, в случае Антонина Манеса. Он занимался несколькими мотивами, рисовал эскизы, и потом эти мотивы использовал также в других своих картинах. То же самое в случае Гавранека. Это был самостоятельный этап в их творчестве. Но вполне возможно, что некоторые картины возникали и по заказу. Например, выдающийся немецкий художник Адольф Мензел три раза приехал в Прагу, чтобы писать еврейское кладбище и Старо-новую синагогу. Может быть, кто-то в просвещённом Берлине хотел владеть картинами этих старинных мест, связанных с еврейскими средневековыми легендами. Ведь Старо-новая синагога является самой старой синагогой в Европе».
Старо-новая синагога была построена в конце 13 века, и до сих пор она свидетельствует о значительном статусе тогдашней пражской еврейской общины. Впервые её начали рисовать в 30-х годах 19 века, и многие эти гравюры были использованы, как иллюстрации для самых старинных путеводителей Праги. Сильное впечатление вызывает монументальная акварель Йозефа Манеса, изображающая интерьер синагоги со всеми деталями оборудования. На первый взгляд она выглядит лишь коричнево-серой, но при более тщательном просмотре мы увидим все цвета одежды верующих, блеск золотых предметов и различные оттенки, вызванные игрой света и тени. Точно такое впечатление возникает у человека, когда он в солнечный день заходит в храм, прежде чем его глаза приспособятся к переходу из света в темноту.
Очень частым мотивом выставленных картин является пражское Еврейское кладбище. Почему именно это место привлекало внимание столь многих художников?
«Конечно, есть определённые отличия между еврейским и нееврейским подходом. Еврейское кладбище всегда привлекало интерес, оно отличается от христианского кладбища. Еврейские похороны имели очень строгие правила, существовали погребальные товарищества, в Праге находилось даже одно из самых старинных вообще. «День смерти лучше дня рождения», - пишется в Книге Экклезиаста или Проповедника. То, что человек родится - это лишь возможность. Но то, чем он станет, все его действия - это его жизнь, его личность. И это более ценно. Для евреев свойственно, кроме уважения к престарелым, также обязанность создать умершему родственнику надгробный камень с его именем. Чтобы это имя осталось навеки. Поэтому они хотели приобрести погребальные места в вечное владение. Не всегда им это удавалось. Еврейские могилы нельзя снести, как христианские, их нельзя заменить, они должны остаться в земле. Поэтому возникали всё новые еврейские кладбища, в Праге были, например, четыре. Останки, имя и память должны были сохраняться, и это сильно уважалось».
По словам Арно Паржика, цветы и прочие внешние атрибуты для евреев не важны. Поэтому и в давних временах еврейские кладбища зарастали травой, кустами и постепенно становились составной частью пейзажа. А именно этот романтический характер привлекал многих художников. Также символика смерти и вечной жизни, противопоставление безжизненных надгробных камней и буйнорастущей вегетации, становилось привлекательным мотивом для многих живописцев. К самым ярким примерам такого подхода принадлежит Макс Гаусгофер, который в 1844 году заменил Антонина Манеса на посту заведующего ландшафтной школой пражской Академии. Его литография еврейского кладбища отличается занятным изображением живописного соединения надгробных камней и кособокого растения, внушающее представление о раздоре естественных сил.
Большинство картин, выставленных в Музее города Праги, показывает уже не существующий мир. Мясные лавки, узкие, тёмные переулки, еврейские дома, которые позже стали жертвой ассенизации, но также живые обитатели этого таинственного мира: продавцы, тряпичники и простые жители гетто... Ностальгию суетного бытия выравнивают картины, изображающие строения, которые можно увидеть и в наши дни, например, Старо-новую, Пинкасову, Майзелову, Клаусову, Высокую синагоги, Еврейскую ратушу, а также большую часть Еврейского кладбища. Посетителям Праги можно только посоветовать посетить еврейскую часть города со всеми её памятниками старины, а потом увиденное сравнить с картинами в Музее города Праги. Таким образом, их представление об истории и современности пражского еврейского гетто станет богатым и полным.
29.05.2006 09-51
|