Нью-Йоркскому еврейскому музею -100 лет
Михаил Ружанский "Форвертс"
Ветер и стужа не остановили любителей и поклонников Большого еврейского музея, особенно в дни его (а значит, и нашего) праздника. Музей расположен в самом сердце Нью-Йорка, в Манхэттене, на знаменитой "музейной миле"
у Центрального парка. Здание само по себе привлекает своим готическом стилем - своеобразные окна, ниши, балкончики, остроконечные шпили. Построено по проекту знаменитого в свое время архитектора Сэмюэла Джилберта. Этот музей мы знаем и любим. Но юбилейный он - другой.
В вестибюле нам встретилась миловидная, улыбчивая женщина. Услышав русскую речь, она стала рассказывать нам все, что знала, об истории музея.
Начало заложила Еврейская теологическая семинария, которая собирала ритуальные предметы и классические книги иудаизма. Но годом своего рождения музей считает 1904 год, когда известный юрист Меир Сальцбергер подарил теологам уникальную коллекцию. Адвокат перевез сюда свою богатейшую библиотеку и уйму раритетов. Но этим не ограничился. Он обратился к своим друзьям и знакомым. Газеты напечатали его обращение. И в семинарию пошел поток подарков - священные книги, свитки Торы, привезенные из Европы и Азии, старинные подсвечники, картины. Свои ценные коллекции передали Феликс Варбург и Гарри Фридман. Но хранилище и гостиная семинарии стали малы для такого количества экспонатов, и тогда в 1944 году вдова Феликса Варбурга Фрида передала в дар музею свой шестиэтажный жилой дом - нынешнее здание музея. Его перестроили, переоборудовали, оснастили новейшими, бесшумными лифтами, осветительными приборами, звуко- и видеостудиями. И все это - на деньги меценатов, спонсоров. В мае 1947 года музей открывается заново. Но и эти высокие и широкие помещения снова оказались малы. В 1963 году еврейский меценат Альберт Лист совершил, по нашим советским понятиям, невозможное: он провел беседы с жильцами соседнего дома, помог им переселиться, откупил его и отдал музею. В этой части разместились научно-исследовательские лаборатории, выставки по образовательным программам для детей и пожилых. Здесь идет подготовка новых экспозиций.
Во всем мире насчитывается около сотни еврейских музеев. Специалисты говорят, что лучшим в диаспоре считается наш Большой еврейский музей. Мы начали путешествие по его залам с верхних этажей, как посоветовала нам при входе незнакомка Рита. Поражают удивительные по красоте старинные серебряные меноры из частных коллекций, ханукальные подсвечники, старинные книги в кожаных переплетах раскрыты - на них тексты на древнееврейском языке. А вот коллекция турецкого еврея, привезенная им в Америку, - резная, ручной работы утварь - чашки, пиала, ложки, половники, талит (талес), тфилин с отрывками из Торы, мезуза, шофар, светильники, чеканные кубки. Именно эта коллекция была приобретена Варбургом.
Читаю письмо, написанное Меиром Сальцбергером руководству семинарии. Оно приложено к дару: 7500 книг на идиш и иврите и 750 древнееврейских манускриптов, среди которых - философские труды Йегуды Галеви и Рамбама, Йосефа Альбо, Шимшона-Рафаэля Гирша, работы ученых нашего времени.
Еврейские мудрецы не раз перечисляли основания, на которых зиждется мир. Среди них - добрые дела. Такие добрые деяния творили основатели первого в Америке Еврейского музея. Потомки американского композитора Джорджа Гершвина подарили музею одно из лучших полотен Марка Шагала "Ребе". Здесь его же картина "Любовники" (масло). Портреты Морица Оппенгейма, в том числе его автопортрет, где он - молодой, красивый. Рисунки, мозаичное панно, полотна о еврейском образе жизни полны глубочайшего духовного смысла. Они вызывают живой интерес у каждого посетителя галереи, изучающего наше наследие, желающего понять и оценить его.
Новые инсталляции художника-портретиста Шимона Атти и медиа-художника Нормана Балларда. Они создали уникальную мультимедийную работу, состоящую из множества рассказов - показов столетней истории музея. Изображение и текст идут рядом, бок о бок. Показ избранных работ из коллекции производится в трех проекциях. Герои художественных произведений словно плавают в пространстве. А рассказ идет о картине - ее авторе, о том, кто приобрел ее и как она попала в музей. Фрагменты разговорного текста рождаются на стене лазерным лучом, словно их пишет невидимая рука. Голос за экраном - будто шепот столетнего старца, свидетеля рождения и взросления музея.
И снова - на первый этаж. Здесь действуют выставки одного из основоположников абстрактного искусства Василия Кандинского (1866 - 1944) и австрийского композитора, теоретика и педагога Арнольда Шенберга (1874 - 1951).
По окончании экскурсии мы собираемся у своего автобуса, делимся впечатлениями. Для многих это была первая встреча с Большим еврейским музеем. Она могла стать неполной, если бы не незнакомка Рита. Но мы о ней узнали - это искусствовед, журналист Маргарита Шкляревская. Сердечное ей спасибо. Обязан с благодарностью назвать имена еще двух женщин: организатора этого тура, волонтера Софию Лобову и Этту Фридман, возглавляющую наш Haber House Senior Center.
23.03.2004 13-07
|