Вечный оптимист Леонид Ярмольник
«Еврейский журнал»
Популярный российский актер Леонид Ярмольник родился в городе Гродеково Приморского края 22 января 1954 года в семье офицера Советской армии Исаака Ярмольника и врача Фаины Ярмольник.
В 60-е годы семья переехала во Львов. Там Леонид учился в музыкальной школе, увлекся литературой и театром, занимался в театральной студии при Львовском народном театре им. Ленинского комсомола. «В школе я любил носить круглые очки и длинные волосы, как у Джона Леннона, за что меня часто ругали учителя» - вспоминает Леонид Ярмольник. За ним прочно закрепилось школьное прозвище – Леннон.
В 1971 году будущий актер пытался поступить в ЛГИТМиК в Ленинграде, но неудачно, однако на следующий год его приняли в Театральное училище имени Щукина, где его преподавателями были Ю.Катин-Ярцев, В.Этуш, М.Ульянов. Жить Леониду пришлось в студенческом общежитии, друзей у него было много, а одним из самых близких друзей был студент ГИТИСа Александр Абдулов.
По окончании училища в 1976 году Леонида Ярмольника распределили в Театр на Таганке, где в те годы главным режиссером был Юрий Любимов, а на сцене играли такие звезды, как Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Алла Демидова, Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Семен Фарада, Николай Губенко. Юрий Петрович Любимов сразу ввел его на одну из ролей в спектакль «Мастер и Маргарита».
Кстати, о Владимире Высоцком Ярмольник вспоминает так: «Я с ним проработал бок о бок четыре года. Некоторые его роли еще при жизни перешли ко мне с его же согласия. А это дорогого стоит. Правда, в число его близких друзей я не входил, но отношения между нами были самыми теплыми, товарищескими».
В этом театре актер проработал до 1984 года – до того времени, когда Юрий Любимов принял решение остаться за границей. Сначала знаменитый режиссер уехал в Англию на лечение, затем вынужден был попросить там политического убежища. И главным режиссером Театра на Таганке назначили Анатолия Эфроса, который прямо заявил, что как актер Ярмольник ему неинтересен и не нужен. А поскольку бегать в массовке во всех спектаклях было для Леонида делом унизительным, он уволился по собственному желанию. И стал едва ли не единственным актером, чья трудовая книжка находилась дома.
В кино Леонид Ярмольник дебютировал в 1974 году, но это были роли эпизодические и оставшиеся практически незамеченными. Известность пришла к актеру в самом конце 70-х годов - он появился в телевизионной передаче «Вокруг смеха», показав многомиллионной аудитории своего «цыпленка табака».
А потом давний друг Александр Абдулов привел его к Марку Захарову на съемочную площадку телефильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), а эпизод «А я говорю - не рычи!» из советского боевика режиссера Владимира Фокина «Сыщик» (1980), где Ярмольник играл бандита Гнуса, запомнился многим зрителям. В последующие годы актер много снимался, среди его работ - фильмы «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину», «Француз», «Две стрелы», «Паспорт».
Творческой удачей актера стал фильм «Московские каникулы» (1995), в котором Ярмольник сыграл главную роль, однако эта работа продемонстрировала и несколько иные его таланты. Ярмольник был продюсером фильма и проявил немалую изворотливость, незаурядный дар убеждения и даже авантюризм в хорошем смысле этого слова, организуя съемки фильма в России и в Италии. И справедливо, что именно он удостоился приза «Золотой овен» как лучший продюсер года. В 2001 году Леонид стал лауреатом Государственной премии России - за фильм «Барак».
Кстати, насчет своего продюсерства Леонид Исаакович однажды ответил так: «Сложно сказать, есть ли вообще такая профессия — продюсер. Мне кажется, продюсерами работают люди двух сортов. Одни — пришли, чтобы зарабатывать деньги. Другие — вот я, например, - пришел совершенно иными способом, путем и целями. Моя первая картина в этом качестве — «Московские каникулы» (1995), где я сначала не был продюсером. Но уже через неделю съемок кончились деньги, а кино надо было доделывать. И я стал продюсером. Первый раз я находил какие-то деньги. В общем, я продюсер только тогда, когда понимаю, что кроме меня за это никто не возьмется, а я хочу, чтобы это было. Вот и всё. Да, это такое наглое решение, в каком-то смысле самоуверенность — то, что я могу себе позволить. Кроме того, какие-то риски в жизни на себя все равно придется брать, так и живется веселее. Вот две последние работы, «Тиски» (2007) и «Буги на костях» (2007), особенно ярки в плане риска. Да, мы снимаем очень сложное кино, очень проблематичное. Но это то, что меня очень волнует в жизни — про что «Тиски», и про что «Буги...».
Между прочим, на вопрос «Новых Известий» о том,что в СССР о своей национальности люди узнавали лишь тогда, когда им бросали: «Эй ты, чурка!» или «Ну ты, жиденок!», Леонид Яромольник ответил предельно откровенно: «Последнее указание на свою национальность я слышал в пятом или шестом классе, когда в очередной раз кому-то набил морду. Это была тема, которая меня оскорбляла, потому что я не понимал разницы между русским и евреем, путал армян с грузинами. С моей точки зрения, разговор о национальностях был диалогом даунов, последним прибежищем для идиотов. Национальность же ни от чего не освобождает и ни на что не дает особых прав».
О себе сам актер говорит так: «Он умеет веселить публику и снимать хорошее кино, обожает своих друзей и души не чает в дочке. Он до самозабвения влюблен в бильярд и не прочь понырять с аквалангом. Он не любит говорить о политике. Он оптимист и твердо верит в свои силы. Но удивляется простым вещам».
22.01.2008 11-23
|