В своем отечестве пророки
NRS.com
17 апреля театр "Миллениум" проводит Первый фестиваль еврейской музыки и песни. Именно – фестиваль, а не рядовой концерт заезжих исполнителей, не гастроли оных по городам и весям. Он решил дать своим, то есть русскоязычной еврейской общине, показать свое – и своими силами. "Миллениум" берет на себя миссию доказать сейчас и доказывать ежегодно, что здесь, в иммиграции, еврейское искусство не только живо, но и развивается.
А потому, выступая как продюсер, "Миллениум" пригласил на свою сцену в день фестиваля блистательных певцов Светлану Портнянскую, Якова Явно, Михаила Гулько, скрипача-виртуоза Аркадия Гипса, заокеанского исполнителя еврейских песен Евгения Валевича с шоу-балетом "Фрейлехс" и призвал присоединиться к ним выросшее уже здесь, на этой земле, новое поколение исполнителей – как гарантию того, что еврейской музыке и песне не суждено быть забытыми.
— Идея проведения фестиваля завладела нами уже давно, – рассказывает исполнительный продюсер и соведущий фестивального концерта Гарри Козулин. – Единственное и естественное, что сдерживало, – это большие затраты. Ведь фестиваль предназначен для широкой публики, а потому цены на билеты должны быть дешевыми – от 25 до 50 долларов.
Сомнения были и в том, захотят ли наши, без преувеличения скажу, звезды выступать в так называемом сборном концерте. Все эти опасения оказались напрасными. Едва мы заикнулись о возможности такого фестиваля, как и Света Портнянская, и Яша Явно, и другие выразили готовность так построить расписание своих гастролей по миру, чтобы оказаться вместе в Нью-Йорке в день перед еврейской пасхой.
Едва мы объявили, что фестиваль нуждается в спонсорах, тут же откликнулись McLan Accounting, Jofeeye Institute, Golden Chocolate, "Дозорцев и сыновья", "Коллаж", Davidzon, Maxmedical Institute, Glass Travel, Dead Sea Vital... Извините, я стараюсь назвать как можно больше из них, потому что нельзя не отметить их бескорыстную помощь.
Равно как и помощь газеты "Новое русское слово" (ставшей главным информационным спонсором фестиваля), обеих радиостанций и RTN, других органов информации; равно как и помощь компании Ahim – El Decor, обеспечившей нас материалами для изготовления декораций.
О да, специально для фестиваля "Миллениум" возводит на сцене уникальные декорации, автором которых является блистательный художник кинематографа и театра, в чьем творческом послужном списке немало фильмов и спектаклей, но для краткости назовем только один: "Место встречи изменить нельзя"...
И он, Михаил Безчастнов, в беседе с вашим корреспондентом сказал: "Предложение оформить сцену для фестиваля я воспринял как честь, как возможность выразить нежность и признательность людям, среди которых я живу, и как долг. Признаюсь, давно я столь тщательно и критически не искал образ сцены. Что нашел?
Праздничные бежевые и белые тона, декоративные элементы, безошибочно говорящие о еврейской жизни, стилизованные религиозные предметы, мотивы росписи, в чем-то позаимствованные у Марка Шагала, и огромный телеэкран визуального сопровождения выступлений".
Художник и приданная ему в поддержку небольшая бригада в эти дни работают, практически не уходя из театра. "Давно не ощущал такой ответственности", – улыбается М.Безчастнов.
А что думают другие участники фестивального концерта?
Соведущая Сима Березанская сказала мне, что это тоже "об опере, но по-другому" – когда душа поет, "та самая еврейская душа, которая в каждом из нас таится".
Светлана Портнянская, которой я позвонил в Лос-Анджелес, сказала, что давно ждала и надеялась, что в нашей общине произойдет такое событие.
"Поймите, как это нужно: этот фестиваль станет еще одной нитью, соединяющей евреев из бывшего СССР с евреями США, других стран. Давайте признаем, что подлинной близости между нами нет. Мне как кантору синагоги, как певице, выступавшей в еврейских общинах множества стран, известно, что наблюдают за нами пристально, хотят сближения, но хотят и убедиться, что мы – не чужие".
Только что вернувшийся с гастролей в Израиле Яков Явно с восторгом предвкушает выступление. "Это – не просто концерт. Это, если хотите знать, – смотр наших творческих сил и нашей преданности своей культуре. Я сейчас стараюсь подобрать такие номера, чтобы еще раз подчеркнуть, в каком сказочном музыкальном богатстве всегда жил и живет наш народ.
И как повлияла его музыкальная культура на музыку других народов. В частности, хочу впервые исполнить негритянский госпел "Let My People Go". Уверен: слушателям станет ясно, что это – абсолютно еврейская трагическая песня-молитва".
"Что меня привлекает в фестивале? – переспросил Михаил Гулько. – Возможность выступить в своем отечестве, где, как считается, нет пророков. Не на зарубежных гастролях, не в кабаке, для которого не у всех любителей еврейской песни деньги найдутся, а именно на Брайтоне.
И мне есть что сказать в этом жанре, хотя меня давно списали в так называемый шансон. Конечно же, я знаю и умею петь, наверное, все известные еврейские песни. И пусть люди, среди которых я живу, знают: я умею их петь. И все мы, живущие здесь, воистину умеем петь эти песни".
С Михаилом Гулько я разговаривал прямо на тротуаре Брайтон-бич-авеню. Мимо проходила пожилая чета. Поздоровавшись, они пожелали: "Успеха вам, Миша, на фестивале!". Так и сказали: "На фестивале..."
04.04.2005 10-38
|