Стэнли Кубрик: сквозь широко закрытые глаза
«Еврейский журнал»
26 июля 1928 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье евреев - выходцев из Австрии и Румынии Жака Кубрика и его жены Гертруды Первелер родился будущий знаменитый кинорежиссер Стэнли Кубрик. В школе он учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал.
Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлекся фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли подарил отец) и к концу 1940-х годов стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.
В 1951 году он дебютировал в кино документальной короткометражкой «День схватки» - о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. Первые свои фильмы снимал на собственные деньги и частные пожертвования - одним из продюсеров игрового дебюта Кубрика «Страх и вожделение» стал родной дядя режиссера.
Следующая работа Кубрика - жесткий, пессимистичный и захватывающий фильм «Убийство» - отлично прошел в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали «Тропы славы» - военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах Первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса.
Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика. В 1961 году он переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от нее. Принято считать, что «настоящий Кубрик» начался со «Спартака». Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до того в «Тропах славы». Впоследствии, измученный тиранией Кубрика, Дуглас отзовется о нем, не особенно стесняясь в выражениях.
По современным западным представлениям, главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», «2001: Космическая одиссея» и «Заводной апельсин». Предшествующую им «Лолиту», где автором сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но в целом доброжелательно. Кстати, сам Набоков после выхода фильма на экраны всячески хвалил Кубрика.
Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве этого режиссера. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где он выступает не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошел в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Берджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации «Заводного апельсина». Между прочим, с этой картиной связан еще один громкий скандал в карьере Кубрика: из-за обилия секса и насилия фильм был запрещен судом Великобритании с формулировкой «Зло как таковое».
В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон» - эта лента режиссера получает наибольшее количество номинаций на «Оскар». 7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер. С этой прощальной работой режиссера связано наибольшее количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с 1996 года, когда съемочный процесс только начинал «заводиться». Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа Traumnovelle австрийского писателя Артура Шницлера еще в 1968 году и готовился к съемкам 30 лет. К написанию сценария он приступил в начале 1990-х годов. В 1994 году Кубрик нанял в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля. Мнения об этой ленте разошлись кардинально - от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра ХХ века».
Кстати, в 2001 году Стивен Спилберг снимает «Искусственный интеллект» – тем самым осуществив еще одну давнюю мечту Кубрика. В распоряжении Спилберга оказались более ста набросков, сделанных Кубриком незадолго до смерти. А самые первые кадры фильма Спилберга - морские волны, разбивающиеся о берег, - были сняты самим Кубриком...
27.07.2007 12-38
|