И снова пела скрипка...
Еврейский Обозреватель
В Киеве прошел 6-й международный фестиваль клезмерской музыки - «Клезфест в Украине». В этом году в столицу Украины съехались представители 13 стран. Рекордная цифра, которая говорит сама за себя. Германия и Россия, Швейцария и Беларусь, Канада и Польша, Австрия и США, Великобритания и Молдова, Эстония и Литва - все в гости к нам. Такого Киев еще не видел.
Что же такое «Клезфест», каким был, чем отличался нынешний фестиваль от предыдущих, что особенно удивило и запомнилось его участникам и гостям?
Как всегда, программа фестиваля изобиловала разнообразными проектами, презентациями, обучающими мастер-классами, как всегда, апогеем стал заключительный гала-концерт. Как всегда, главной идеей, смыслом фестиваля была еврейская музыка, еврейские традиции, язык идиш - то, ради чего ежегодно и заваривается эта большая каша, закручивается эта веселая жизнерадостная карусель событий, встреч, выступлений.
«Клезфест» этого года был посвящен Пуримшпилю - народному музыкально-театральному представлению, которое вот уже много веков, трансформируясь, преображаясь, остается одной из самых интересных, ярких еврейских традиций. Пуримшпиль, подготовленный участниками (в сценарии были использованы материалы книги Моисея Береговского «Еврейские народные музыкально-театральные представления»), мы увидели в гала-концерте, состоявшемся в последний день фестиваля в Доме художника. «За кадром» остались самые, наверное, важные моменты, которые запомнятся участникам действа куда больше выступления на сцене заполненного до отказа (кому-то даже пришлось сидеть в проходах) зала. Имею в виду дни и часы, проведенные в мастер-классах, на репетициях, в непринужденной атмосфере живого общения, царившей на «Клезфесте». Может быть, эта атмосфера творчества, этот дух праздника и есть самое главное достояние киевских клезфестов, о чем говорят практически все его участники.
Вот что, например, сказал во время короткой беседы за кулисами, в перерыве концерта, один из его ведущих, гость из Москвы Псой Короленко - блестящий мастер импровизации, автор и исполнитель песен, журналист (некоторое время заведовал отделом культуры журнала «Огонек»), исследователь идишистской культуры:
- Песня - это тот универсальный язык, который идет к людям поверх всех искусственных барьеров: идеологических, политических, поверх предубеждений и предпочтений; язык, понятный всем народам, всем людям. Я выступаю на различных площадках, в клубах и не только не боюсь, но предпочитаю, чтобы в зале находились люди разных национальностей, культур. Потому что я убежден - песня способна объединять, раскрепощать, сближать людей.
Это особенно касается еврейской песни, уходящей корнями в венгерскую, украинскую, болгарскую, румынскую, молдавскую культуры.
И язык идиш интернационален по природе. Вслушайтесь в еврейские песни, и вы поймете, почувствуете, насколько они гуманистичны, философичны, лиричны.
- Ваше великолепное, воспринятое на ура попурри из советских песен, причем частично на идиш, это ирония, пародия?
- Ни в коем случае! Юмор - да, но добрый, немного грустный - ведь я пою старые, так хорошо знакомые всем песни. Пусть иногда очень наивные, с позиций сегодняшнего дня даже примитивные, но это наше прошлое, в котором много хорошего. Прошлое, настоящее, будущее... Так хочется, чтобы в будущем нашлось место идиш, еврейской песне, танцам. Чтобы это случилось, участники киевского «Клезфеста» не только дружно общались, но и, прежде всего, напряженно и плодотворно трудились.
Хоровые и мастер-классы по вокалу проводили Полина Ачкинази-Шеперд (руководитель международного вокального квартета «Ашкеназим»), Лорин Скламберг (певец, аккордеонист, основатель и руководитель всемирно известной группы «Клезматикс», США) и Ефим Черный (руководитель «Театра еврейской песни», вокалист и композитор.
Мастер-классы по композиции и инструментальные занятия по авангардному стилю в современной клезмерской музыке вела Мерилин Лернер, солистка группы «The Flying Bulgar Klezmer Band» (Канада).
Другой известнейший музыкант, композитор, кларнетист, приверженец традиционного стиля Мерлин Шеперд (Великобритания) учил молодежь технике владения инструментами.
Серию теоретических и практических занятий провел Джошуа Горовиц, основатель группы «Будович» (США), а приемы театрализации и сценическое мастерство преподавала Алина Ивах (Россия).
Что ни имя - то звезда в мире клезмерской музыки. И все эти звезды сияли, светили, радовали многочисленных зрителей на гала-концерте. Практически каждый номер завершался долгими аплодисментами зала.
Один из гостей «Клезфеста» - ученый-иудаист из Санкт-Петербурга Валерий Дымшиц, приехавший в Украину в качестве преподавателя летнего лагеря «Сэфер» (занятия проходили в Каневе), признался, что редко получал столь огромное удовольствие от клезмерской музыки, каковое ощутил во время авторского исполнения Лернер.
- Ну а как Вам вообще понравился наш «Клезфест»?
- Как всегда, - очень здорово, весело, живо. И хорошо организовано. Молодцы, - сказал Валерий Дымшиц.
Нельзя не сказать еще об одном дне фестиваля - дне самопрезентаций. Это новшество впервые появилось в прошлом году. И, по словам Яны Яновер, она опасалась, что на этот раз участникам просто нечего будет предъявить - ведь прошел всего год. Однако, на удивление, практически каждый сумел презентовать то ли свой новый диск, то ли книгу, то ли отчет об экспедиции.
- Это на самом деле удивительно, - говорит Ефим Черный. - Значит, наш потенциал велик, мы многое можем. Знаете, для меня, например, настоящим открытием стал Джошуа Горовиц, все мы были в восторге от немца Адреаса Шмитчеса, преподававшего искусство танца. Я каждый раз восторгаюсь пением Силамберга, о котором говорят, что у него голос ангела. Это правда. Каждый раз поражаюсь, как глубоко чувствует еврейскую мелодику Мерлин Шеперд.
- А нет ли ощущения повторяемости, застоя, ведь Вы знаете многих уже не первый год?
- Нет, нет, фестиваль растет, он идет в глубь народной музыки. Мы все больше понимаем, откуда родом, куда и как нам двигаться дальше. Поверьте мне - все только начинается, у «Клезфеста» прекрасное будущее!
Остается добавить, что спонсорами фестиваля выступили Фонд развития еврейских общин в России и Украине (США); Объединенный еврейский призыв - Еврейская Федерация Нью-Йорка; Швейцарская культурная программа «Украина»; отдел прессы, образования и культуры Посольства США в Украине, Ваад Украины.
И, конечно же, отдельное и большое спасибо бессменным организаторам и устроителям фестиваля - Яне и Борису Яновер. Как и в предыдущие годы, «Клезфест» оставил у всех немало замечательных музыкальных впечатлений.
26.09.2005 11-01
|