Сегодня исполняется 70 лет Вуди Аллену
Газета
Прославленный американский режиссер сейчас всерьез обосновался в Лондоне и пребывает в отличной творческой форме, выпуская фильм за фильмом. Ровно через месяц в прокат выйдет последняя картина Вуди Аллена «Матч-пойнт», снискавшая благоволение критиков и отличный прием у публики на последнем Каннском фестивале. Корреспондент «Газеты» Глеб Ситковский встретился с Вуди Алленом, чтобы расспросить его о новом фильме и о его новой лондонской жизни.
- Как вам живется в Лондоне?
- Я в Лондоне меньше года и могу сказать одно: я действительно поражен тем, что британские финансовые структуры создали абсолютно идеальные условия для моей работы. Во время съемок фильма «Матч-пойнт» я получил ровно те самые деньги, которые запрашивал. Я никогда так не работал, это фантастика! В Соединенных Штатах сейчас гораздо труднее раздобыть деньги на съемки фильма. В Британии вам могут выдать 15 миллионов долларов, не задавая никаких вопросов и даже не требуя показать сценарий. Я был здорово удивлен этим. Мне вообще здесь нравится больше. Мне нравится, что здесь люди больше работают. Достаточно сравнить, как учатся студенты киношколы здесь и в Нью-Йорке. В Нью-Йорке все происходит в каком-то расслабленном режиме. Час тратится на обеденный перерыв, еще минут десять - на перекур, все лениво возвращаются к своей работе. А в Лондоне все трудоголики: британцы отрываются от работы только для того, чтобы съесть сэндвич, и тут же снова приступают к своим делам. И ведь так не только со студентами, но и во всем остальном. Мы с женой и с нашими двумя детьми уже крепко укоренились здесь за то время, что мы здесь живем. Мы любим свой дом, мы любим своих соседей, мы любим те пейзажи, которые нас окружают. Здесь погода, кстати, гораздо лучше, чем в Нью-Йорке. Манхэттен удушлив. Нью-Йорк – это очень-очень большой город. Он просто физически очень большой по сравнению с любым европейским городом! Когда я приезжал сюда в1965 году, в Лондоне было от силы три ресторана, куда можно было пойти. Теперь здесь больше ресторанов, чем в Нью-Йорке! Совершенно изменилась картина жизни. Театры, концертные залы, кинотеатры – все процветает, все заполнено людьми.
- Как вы пережили летнюю террористическую атаку, которая произошла в Лондоне?
- Конечно, это было сопряжено с ужасными переживаниями и для меня, и для моей семьи. Моя жена и дети находились в это время в Лондоне и подвергались такой же опасности, как и все остальные. Это трагедия, подобная той, что произошла 11 сентября в Нью-Йорке.
- Могло бы действие «Матч-пойнта» происходить не в Лондоне, а, скажем, в Нью-Йорке?
- Конечно, в Нью-Йорке не меньше теннисных клубов, где запросто могло бы происходить действие этого фильма. И высший класс там имеется примерно такой, какой показан в моем фильме, и дорогие, многомиллионные особняки. Но все-таки я задумывал очень универсальный фильм. Молодой человек с непомерными амбициями, которого влечет к себе высший свет и то, что принято называть сладкой жизнью, – такой человеческий тип существует, как мне кажется, в любом обществе. Действие этого фильма вполне могло происходить и в Париже, и в Берлине, и в Москве.
- В том двойном убийстве, которое совершает герой вашего фильма, ясно читаются аналогии с романом Достоевского «Преступление и наказание». Но, в отличие от Достоевского, у вас преступление остается без наказания. Это ваш спор с Достоевским или, может быть, вы развиваете какие-то его мысли?
- Конечно, идея этого романа проходит через весь фильм. Это в определенном смысле экзистенциальный фильм. Здесь есть и тема рока, и тема удачи. Это мой самый любимый роман, и поэтому я, конечно, не посмел бы спорить с Достоевским.
- Вы сами остались довольны результатами своей работы над «Матч-пойнтом»?
- Вы знаете, практически каждый год ко мне приходит идея нового фильма. Иногда я делаю хорошее кино, а иногда – не очень. Иногда бывает, что мне кажется, будто я снял хороший фильм, но никто, кроме меня, так не думает. А бывает, я думаю, что это провал, а все вокруг восторгаются: какое чудесное кино! Мне кажется, что в этот раз я оказался удачлив с «Матч-пойнтом», и мое мнение о фильме совпало с мнением окружающих. Мне нравилось все во время съемок: был дождливый день – я этому радовался, случался солнечный – я радовался не меньше. В общем, мне повезло.
- Удача – это же ведь тема вашего фильма. Главному герою все время везет, и наказания за свои преступления он избегает только потому, что невероятно удачлив. А вы считаете себя удачливым человеком?
- Я невероятно удачлив. Мне всегда везло. Я родился в семье, где были и отец, и мать. Я никогда не лежал в больнице. Я имею прекрасную жену и детей. Я удачлив в том, что всегда оказывался в правильное время в правильном месте. Благодаря своей удаче я когда-то попал на эстраду и стал выступать как актер. Когда я в 1969 году снимал свой первый фильм «Хватай деньги и беги», я был удачлив в том, что кинокомпания нуждалась в это время в новых людях. И мне, никогда не ставившему до этого кино, доверили снять свой дебютный фильм.
- Значит, вы можете назвать свою жизнь успешной?
- Ну что вы. Вся моя жизнь – это длинная цепь бесконечных депрессий. Как только я заканчиваю очередной фильм, я начинаю думать о следующем. Что может быть в этом интересного?
- Что же вам помогает бороться с вашими депрессиями, кроме тех фильмов, которые вы снимаете?
- Лучшее средство от депрессий – это моя жена и дети. Если вы посмотрите на мою повседневную жизнь, то она состоит из физических упражнений, отвезти детей в школу, пообедать с женой, пообщаться с женой. Вечером смотрю телевизор. На следующий день то же самое, и через день то же самое. Никаких особых изменений. Но это и есть самое прекрасное.
Все, что вы хотели знать о Вуди Аллене
Настоящее имя Вуди Аллена – Аллен Стюарт Кенигсберг. Он родился 1 декабря 1935 года в Бруклине, в Нью-Йорке, а в 15 лет под именем Вуди Аллена стал публиковать в газетах юмористические рассказы. Работал на телевидении, а в начале 1960-х начал выступать как комик в ночных клубах. Затем стал писать сценарии для кинематографа. В 1966 году на Бродвее была поставлена пьеса Аллена «Не пейте воду». Первым фильмом, где Вуди Аллен выступил и как сценарист, и как актер, и как режиссер стал «Хватай деньги и беги» (1969). Вскоре Вуди Аллен быстро становится знаменит. Один за другим он выпускает фильмы «Бананы» (1971), «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить (1972), «Любовь и смерть» (1975). В 1978 году его фильм «Энни Холл» (1977) получил сразу три «Оскара». Вуди Аллен - автор фильмов «Манхэттен» (1979), «Эротическая комедия в летнюю ночь» (1982), «Пурпурная роза Каира» (1985). Фильм «Ханна и ее сестры» (1986), где в главной роли снялась Миа Фэрроу, снова принес Вуди Аллену несколько «Оскаров». Последним фильм Вуди Аллена «Матч-пойнт» был впервые показан в этом году во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.
01.12.2005 11-56
|