Кибер-ненависть по-украински: кого, сколько и за что?...
Українська правда
Жертвами кибер-ненависти в Украине являются преимущественно этнические украинцы и русские. При этом число вовлеченных в продуцирование насилия в сети по истине впечатляет – "бандеро-", "комуно-", "донбасо-", "укр.мово-" и прочих ненавистников в Украине наберется на небольшое по численности государство. Их на начало 2010 года насчитали почти 12 миллионов.
Киевский международный институт социологии (КМИС) по заказу Института прав человека, противодействия ксенофобии и экстремизму (IHRPEX) провел исследование явления кибер-ненависти в украинском сегменте Интернета.
Основной акцент был сделан не столько на анализе количества и содержания откровенно экстремистских ресурсов, сколько на особенностях ведения дискуссий на популярных общественно-политических сайтах.
Согласно полученным результатам, около 60% украинских пользователей интересуются общественно-политическими сайтами. Комментарии к статьям и новостям периодически читает 86% посетителей, из них около 30% принимают участие в интернет-дискуссиях, безразличны чуть более 3% украинцев.
71% всех дискуссий в сети содержит ненавистнические послания, то есть оскорбления, угрозы и проявления агрессии. 9 из 10 пользователей сталкивались с подобными проявлениями.
Игнорируют такие послания 80% пользователей, еще 15% вступают в дискуссию. У 38% респондентов проявления кибер-ненависти вызывают резко негативную реакцию, еще у 40% – скорее негативную реакцию, 16% не имеют выраженного личного отношения к этому явлению и около 1,5% опрошенных реагируют позитивно.
Иерархия ненависти в интернет-дискуссиях
Высокие показатели ненависти к политикам, частично можно объяснить достижениями в работе конкурирующих партийных пресс-служб. В ходе анализа комментариев социологи неоднократно сталкивались с шаблонными или полностью идентичными сообщениями, которые были размещены одними и теми же авторами под различными никами.
Ответить на вопрос, какой процент ненависти, агрессии и просто ахинеи разносится партийными активистами, не представляется возможным…
Кибер-ненависть, направленная против политиков, характеризуется главным образом атаками на представителей действующей власти (в широком смысле этого слова), президента Януковича, а также на экс-премьер-министра Тимошенко.
Частота упоминания объектов кибер-ненависти в комментариях против политиков
Около 60% комментариев в адрес "представителей действующей власти" традиционно касается обвинений в неполноценности и моральных недостатках. В 70% случаев представители политикума упоминаются в унизительном контексте, 19% комментариев содержат призывы к физическому уничтожению.
Ненависть против носителей различных политических взглядов чаще всего адресована украинским националистам, сторонникам Партии регионов и сторонникам коммунистических взглядов.
Объекты ненависти по признакам политической позиции
Ненависть к националистам проявляется, главным образом, в использовании разнообразных оскорбительных ксенонимов, а также в обвинениях в моральных недостатках, поддержке фашизма и интеллектуальной неполноценности.
Практически каждый пятый комментарий (21%) в адрес этой группы содержал призывы к насилию или уничтожению.
Ненависть к сторонникам Партии регионов отличается оскорблениями в недостаточном интеллектуальном развитии и негативном влиянии на Украину.
Сторонники коммунистических взглядов занимают только третью позицию в номинации "ненависть к политической позиции" (15% комментариев), но по степени направленной на них агрессии заметно лидируют. Каждый третий комментарий в их адрес – призыв к насилию или уничтожению. 18,3% выпадов в адрес коммунистов содержит обвинения в фашизме, 8,2% – в пособничестве России.
Вероятно, высокий уровень агрессии в адрес "националистов" и "коммунистов" связан с участием в дискуссиях представителей российского интернет-сообщества.
В первом случае, они могут выступать в качестве группы, атакующей "националистов". Во втором, в качестве адресата антисоветских и антикоммунистических комментариев. Российские "хейтеры" не только участвуют в украинских общественно-политических дискуссиях, но и заносят собственные темы (например, многие некорректные послания о национальной истории Украины).
Личные качества персонажей интернет-дискуссий являются популярной темой для обсуждения. Оскорбления личного характера получают "бронзу" в условном рейтинге сюжетов кибер-ненависти.
В основном это "пожелания" личного характера, связанные с различного рода оскорблениями, насилием и унижениями. Даже не хочется раскрывать специфику этой разновидности коммуникаций…
Что касается ненависти по признаку региональной принадлежности, то в сознании интернет-пользователей региональные группы ненависти представлены тремя группами – западная, восточная и южная.
Доля упоминания объектов ненависти по региональной принадлежности
30% ненавистнических комментариев в адрес жителей Западной Украины касались обвинений в поддержке фашизма, 17,5% – недостатков культурного развития, 12,5% – неполноценности психического развития, 10% – неполноценности интеллектуального развития.
44,8% ненавистнических комментариев в адрес жителей Восточной Украины концентрировались вокруг обвинений в неполноценности интеллектуального развития.
50% ненавистнических комментариев в адрес жителей Юга Украины относятся к обвинениям в неполноценности интеллектуального развития, 33% – в поддержке России, 16% – в пассивности.
Эти данные шокируют. Во-первых, язык и символика ненависти по региональному признаку поразительно соответствует языку расовой вражды (более жесткому, чем другие разновидности ксенофобии).
Во-вторых, качественные различия между региональными векторами ненависти состоят в том, что 18% комментариев в адрес жителей Западной Украины носили призывы к уничтожению, в то время как в адрес жителей Юга и Востока подобные призывы практически не встречаются (зачастую заменяются призывами к отделению из состава Украины).
В-третьих, такая интенсивность ненависти выдает не просто повышенную эмоциональность, а настоящий психоз.
Что касается "национального вопроса" в контексте кибер-ненависти, то практически все некорректные комментарии сконцентрированы вокруг следующих национальных групп – россияне (43%), украинцы (42%) и евреи (13%). Другие национальности в проанализированном потоке практически не представлены.
Язык этой ненависти отражает стандартный набор стереотипов, оскорбительных этнонимов. В среднем, каждый десятый комментарий является призывом к уничтожению (во многих европейских странах это уголовно наказуемо).
Частота упоминания объектов ненависти по признаку национальности
Кибер-ненависть к "россиянам" выражается в обвинениях в интеллектуальной неполноценности, злоупотреблении спиртным, негативном влиянии на Украину. 12% комментариев содержат призывы к уничтожению.
Язык кибер-ненависти в адрес украинцев более разнообразен и политизирован. 35% сообщений кибер-ненависти в адрес украинцев содержит обвинения в интеллектуальной неполноценности, 15,8% – в пассивности, 12,3% – в оспаривании права на национальное самоопределение, 10,5% – в языковой неполноценности и в оспаривании самого факта существования украинского языка, 7,8% обвинений касается недостатков в сфере культурного развития.
5% комментариев содержали призывы к физическому уничтожению.
Мотивы кибер-ненависти к евреям традиционные: 47% – "теория заговора", 17,6% – жажда власти, денег – 11,7%. Призывов к уничтожению – 10,7%.
Такая вот картина…
Не надо испытывать иллюзий, что ненависть в Интернет – это безобидное и полезное для психики "выпускание пара". На одном из российских экстремистских сайтов был объявлен конкурс на лучшее видео со сценами насилия над мигрантами и инородцами. Были назначены призы победителям и получены тысячи просмотров и сотни "конкурсных работ".
Многие съемки были постановочными, но в репортаже с отрезанием головы на фоне флага со свастикой семья из Дагестана опознала своего сына, который несколькими годами ранее пропал без вести.
За украинскими примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить "днепропетровских маньяков" или недавнее объявление о "зубах националистов".
Как народный депутат, я планирую внести на рассмотрение парламента законопроект о преступлениях ксенофобского характера, осуществляемых через компьютерные системы. Это, кстати, прямое обязательство Украины в рамках Конвенции "О кибер-преступности" Совета Европы.
Разжигание национальной, расовой, религиозной ненависти через Интернет должно считаться правонарушениями и преступлениями, как в европейских странах.
При этом считаю целесообразным дополнить перечень наказуемых деяний нашей "спецификой", связанной с региональной нетерпимостью, оскорблениями в адрес национальных символов, языковой ненавистью, ревизионизмом, призывами к нарушению территориальной целостности страны и прочее.
Все, что является ненормальным и даже преступным в реальной жизни, не должно считаться нормальным и дозволенным в сети.
Александр Фельдман, народный депутат Украины (фракция ПР), основатель Института прав человека, противодействия ксенофобии и экстремизму, для УП
21.06.2011 17-28
|