«Человеческое измерение» трагедии
Илья Бараникас, собкор «СН», Нью-Йорк
Каким должен быть ответ на террор? Этим вопросом задастся Стивен Спилберг в своей новой ленте «Мюнхен».
Картина «Мюнхен» должна появиться на американских экранах под Рождество, 23 декабря. В Америке за этим фильмом начали пристально следить еще до того, как он получил название. Первым, условным, было «Возмездие» (Vengeance). Время и место действия — 1972 год, мюнхенская Олимпиада. Главные герои фильма — группа спецназовцев МОССАДА, заброшенных в Мюнхен для ликвидации палестинских террористов, причастных к убийству 11 израильских олимпийцев.
Каждый раз, когда Спилберг или другой режиссер создает кинокартину на еврейскую тему, в Нью-Йорке возникает ажиотаж. Это неудивительно: Нью-Йорк — самый большой еврейский город мира (его еврейское население составляет миллион человек), а даже у двух евреев, как известно, взгляды никогда не совпадают.
Столкновение позиций можно видеть в здешней прессе. Так, газета «Форвард», выходящая в Нью-Йорке на английском, идише и русском, недавно критиковала искусственно раздутый скандал в масс-медиа вокруг еще не вышедшего фильма, детали которого режиссер держит в тайне. Если верить некоторым СМИ, «Мюнхен», с религиозной точки зрения, не лучше нашумевшей картины Мела Гибсона «Страсти Христовы», которую клеймили и как антисемитскую (поскольку он изобразил евреев как кровожадных губителей Христа), и как антихристианскую (потому что христианству претит жестокий натурализм на экране, в особенности применительно к Спасителю).
На страницах «Нью-Йорк таймс» появилась рецензия Дэвида Хальбфингера, который написал, что Спилберг затронул «морально раздражающую, бесконечно обсуждаемую главу израильской истории», а именно — так называемые целенаправленные убийства, то есть ликвидацию индивидуумов, руки которых обагрены кровью израильтян. Делая это, Спилберг, с точки зрения Хальбфингера, «может поставить под удар свой колоссальный авторитет среди евреев как США, так и Израиля».
На самом деле, подчеркивает газета «Форвард», никакие еврейские организации пока не осудили новую кинокартину. Но исключить этого в будущем нельзя. Во-первых, Спилберг, как пишут американские кинокритики, положил в основу сценария вышедшую в 1984 году документальную книгу Джорджа Джонаса «Возмездие». В ней изображены внутренние переживания и конфликты бойцов израильского спецназа, командированных в Мюнхен для ликвидации террористов. Эта книга основана на рассказе одного из участников спецгруппы МОССАДА, но достоверность его рассказа многие подвергают сомнению. Во-вторых, маститый режиссер привлек к написанию сценария лауреата Пулитцеровской премии драматурга Тони Кушнера, известного одиозного либерала, выступающего с резкой критикой сионизма и политики Израиля в сфере безопасности.
В то же время сопоставление Спилберга с Гибсоном едва ли правомерно. Гибсон с самого начала говорил, что его «Страсти Христовы», вероятно, оскорбят и иудеев, и христиан. Он шел на конфликт с общественным мнением вполне осознанно. Спилберг, напротив, стремился избежать острых углов. По слухам, перед началом работы над «Мюнхеном» он консультировался со своим раввином, а также с бывшим президентом Клинтоном, экс-пресс-секретарем Белого дома Маккэрри, бывшим мирным посредником США на Ближнем Востоке Россом и др.
Люди, лично знающие Стивена Спилберга, говорят, что мастер очень дорожит своей репутацией среди американского еврейства, которая взлетела на недосягаемую высоту после выхода в 1993 году оскароносной ленты о Холокосте «Список Шиндлера». Меньше всего, говорят они, режиссер хотел бы подорвать свое реноме правдивого летописца еврейских страданий и свершений. Его агенты израильской разведки МОССАД предстанут в новой картине, по выражению одного кинокритика, как «крутые ребята с еврейскими сердцами».
Главного из этих ребят будет играть Эрик Бана, известный по фильмам «Троя» (2004), «Черный ястреб» (2001), «Зaмок» (1999). Роли его соратников исполнят Джеффри Раш, Дэниэл Крейг, Мэтью Кассовитц, Ханнс Зиклер и другие.
Стивен Спилберг пока не дает интервью о своем новом фильме. Однако выпустил пресс-релиз, в котором указал, что картина призвана добавить к историческому материалу «человеческое измерение», показав трагические события 1972 года через восприятие их непосредственных участников. Помощники режиссера говорят, что его интерес к этой теме пробудился после 11 сентября, когда перед Америкой тоже встал вопрос: каким должен быть ответ на террор? «Их мучительные сомнения в отношении того, что они делали, — говорит Спилберг о тех, кто мстил убийцам израильтян в 1972 году, — поучительны для нас сегодня».
Фильм выйдет к началу «оскаровского сезона», и ему заранее пророчат номинации и награды.
21.09.2005 18-16
|