Главная
  Евреи
  События
  Происшествия
  Антисемитизм
  Община
  Израиль
  Цдака
  Интервью
  Культура
  История
  Диаспора
  Традиции
  Дискуссии
  Вся лента
  Гостевая книга


январь
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30



  Подписка:



  Партнеры:

MIG Software


  Реклама:









Президент ФРГ выступит в Кнессете на родном языке Адольф Шаевич: власти обязаны разработать комплексную программу, направленную на воспитание веротерпимости Российский еврейский конгресс требует обеспечить безопасность общинного центра в Марьиной Роще Нападение на раввина в Москве отражает рост антисемитизма 60 лет освобождения еврейского гетто в Будапеште Вся лента новостей

   
      сегодня: 20.01.2005, четверг    
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск



  Евреи:  

Новый антисемитизм

Джонатан Сакс. Перевел Эдуард Долинский

Новый антисемитизм происходит одновременно из трех различных направлений: первое - радикальная исламская молодежь подогретая экстремистской риторикой, второе - левая анти-американская элита хорошо представленная в европейских масс-медиа, возродившиеся крайне правые, как антимусульманские, так и антиеврейские. Он питается нестабильностью глобализации, опасностями послевоенной международной арены, и, все еще незажившей травмой 11 сентября. Ему было позволено вырости из-за общего нежелания европейских политических лидеров противостоять проблеме.

Антисемитизм существует и представляет собой опасность, когда два разных фактора соединяются - вера в то, что евреи так могущественны, что ответственны за все зло в мире, и что они так беспомощны, что могут быть атакованы безнаказанно. Два этих фактора сегодня присутствуют в избытке во многих частях мира. То, что происходит с такой скоростью и не вызывает протеста менее чем через 60 лет после Холокоста глубоко шокирует. Никто, ни евреи, не мусульмане, не христиане, никто не должен страдать от такой ненависти, и моральная кредитоспособность более чем одной цивилизации ставиться под сомнение. Некоторое время назад я думал, что достаточно озвучить предупреждение. Сейчас я думаю нужно большее: призыв ко всем - у кого есть чувство человечности и истории - сказать: стоп. Ни одна проблема никогда не была решена ненавистью, фальсификациями, расизмом, вдохновленным религией террором, и невниманием к реальным злоупотреблениям с властью, правами человека и моральной ответственностью. Сейчас время для добрых мужчин и женщин сделать что-то: сказать "больше никогда", имея ввиду именно это: больше никогда ....

Позвольте мне представить проблему наиболее просто: антисемитизм жив, активен и яростен в 2002 году после более чем 50 лет обучения Холокосту, межконфесионального диалога, деклараций ООН, десятков музеев и мемориалов, сотен фильмов, тысяч лекций и десятков тысяч книг посвященных обличению этого зла, после конференции в Стокгольме в 2000 году, после создания Национального дня памяти Холокоста в Британии, после того, как 2,000 лидеров религий собрались вместе в ООН в августе 2000 чтобы посвятить себя борьбе с ненавистью и укреплению взаимного уважения. После всего этого.

Что еще должно было быть сделано? Что еще мы могли и можем сделать для борьбы с антисемитизмом? В то время как он существует во многих частях мира: на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-Восточной Азии, и в Европе, в намного более болезнетворных формах, чем в любое другое время со времен Холокоста. Нет никаких сомнений в том, что антисемитизм стал наиболее успешной идеологией современности. Фашизм пришел и ушел. Коммунизм пришел и ушел. Антисемитизм пришел и остался.

Как вирус

Как антисемитизм выжил? К сожалению, ответ таков: антисемитизм это не система веры, всеобъемлющий сборник идей. В 19 и начале 20 века, евреев ненавидели, потому что они были богаты и потому что они были бедны; потому что они были капиталистами и потому что они были коммунистами, потому что они оставались внутри общины и потому что они везде, потому что они были суеверными и потому что они были космополитами кто ни во что не верит.

Антисемитизм это не вера. Это вирус, и как вирус он мутирует. Человеческое тело имеет самый совершенный механизм -иммунную систему - чтобы защитить себя от вирусов. Она производит антитела. Вирусы побеждают иммунную систему потому, что они мутируют. Тогда они способны проникнуть через систему защиты организма, якобы как друзья, а не враги. Иммунная система реагирует на прошлогодний вирус, не способная распознать вирус этого года.

Этот классический случай мутации произошел в Европе в 19-ом веке. Все были уверены, что в эру просвещения, эмансипации, Французской революции, гражданского общества - предрассудки умрут, по крайней мере, старые христианские предрассудки против иудаизма и евреев. В результате произошло то, что религиозный антииудаизм мутировал в расовый антисемитизм.

Что делало расовый антисемитизм намного хуже чем его религиозный предшественник, так это то, что евреев стали ненавидеть не за то, во что они верили, не за то как они жили, но просто из-за того кто они. Вы можете уничтожить религию путем насильственной конверсии всех ее последователей. Вы можете уничтожить расу только путем геноцида. Как сказал Рауль Хильберг : "Существует прямая связь между "Вы не имеете права жить среди нас как евреи" и "Вы не имеете права жить среди нас" и "Вы не имеете права жить"".

Сегодня мы наблюдаем вторую большую мутацию антисемитизма в современные времена, от расового антисемитизма к религиозному антисемитизму (с добавлением, что все евреи - сионисты). Используются все средневековые мифы - кровавый навет, отравление колодцев, убийства божьих помазанников, воплощение зла - он трансформировался в новую форму и содержание. Однако, этого бы не произошло, если бы не одна мутация - настолько удачная мутация, демоническая и злая, что она парализовала иммунную систему, которую Запад строил на протяжении последних пятидесяти лет.

Мутация эта такова: самые ужасные преступления антисемитов в прошлом - расизм, этнические чистки, геноцид, преступления против человечности - сейчас приписываются евреям и Государству Израиль, так что если ты против нацизма, то обязательно должен быть против евреев. Я считаю это одной из самых кощунственных инверсий в истории самой старой в мире ненависти. Я шокирован тем, что так мало не-евреев в Европе поняли и осудили это.

Что мы будем делать? У меня есть три идеи: одна для евреев, вторая для антисемитов, и третья для нас, для человечества в целом.

Моя первая идея для еврейской общины моей страны и всего мира. Мы не должны соглашаться с этой ненавистью. Великой ошибкой, которую евреи сделали в 19-ом веке, и эта было ошибкой хороших и серьезных людей, было утверждение, что, так как евреи есть объект антисемитизма, то и они являются его причиной

Это неправда. У нас есть множество свидетельств того, что может быть свирепый антисемитизм в странах, где вообще нет евреев. В тот момент, когда мы соглашаемся с антисемитизмом, в результате этого страдает наша психология - от двойственности личности до само ненависти. Двойственность и само ненависть отравляли жизнь евреев на протяжении веков, и мы все еще страдаем от ее последствий сегодня.

Некоторое время назад, в годы российской гласности, произошел следующий эпизод ( я услышал его от одного из моих коллег-раввинов). Гласность позволила евреям в Советском Союзе жить свободно, и открыто как евреям в первый раз за 70 лет. К сожалению, она также привнесла некоторую степень антисемитизма, которая ранее подавлялась.

Британский раввин поехал в Россию в конце 80-х, чтобы помочь возродить еврейскую жизнь. Однажды к нему пришла молодая женщина и говорит :"Ребе, всю свою жизнь я скрывала свое еврейство И никто об этом не говорил. Сейчас же, когда я иду по улице, люди кричат мне "жидовка". Что мне делать?"

Раввин сказал: "Ты не похожа на еврейку. Если бы ты мне не сказала, я бы никогда не подумал, что ты еврейка. Посмотри на меня. Я в черной шляпе, черной ермолке и с бородой и люди, вероятно, знают, что я еврей. И за все эти месяцы, что я здесь, никто, ни разу, не сказал мне "жид". Почему, как ты думаешь?

Девушка помолчала минуту и ответила: "Потому что они думают, что если обзовут тебя евреем, то ты воспримешь это как комплимент. Если они крикнут мне "еврейка", они знают, что я приму это как оскорбление". Лучшим путем для евреев бороться с антисемитизмом, кроме вечной бдительности, это демонстрировать нашу еврейскую идентичность с гордостью

Ненависть разрушает

Сейчас я обращаюсь к антисемиту. Я говорю ему или ей: Простите меня, но я не могу отвечать ненавистью на ненависть. Я борюсь со своей ненавистью. Вы должны бороться со своей ненавистью. Вы не сможете победить меня, и я не смогу победить вас. Но я могу вас сказать: когда что-то плохое случается с кем-нибудь из нас, есть два вопроса, которые мы можем задать - и в зависимости от того, какой вопрос мы задаем, это определяет нас как личность. Мы можем спросить "Как я могу это исправить"? Или мы можем спросить "Кто это сделал со мной"?

Первый вопрос определяет меня как субъекта, человека со свободной волей. Второй вопрос значит, что я объект, жертва, которая, будучи жертвой, может только испытывать негодование и злость. Если есть, что-то что парализует человеческую свободу и разрушает человеческую ответственность, то это негодование и ярость.

На протяжении всей истории, антисемитизм был оружием выбора тиранов, диктаторов и правителей тоталитарных государств потому, что более эффективно, чем что-нибудь еще он служил ответом на справедливые жалобы по поводу голода, бедности, необразованности, болезней, репрессий, он служил тем, кто отрицает основные человеческие свободы, но не хочет нести ответственность и направляет на поиски мифического врага.

Вот почему те, кто думает о свободе, демократии и правах человека должны понять, что антисемитизм или мифический антисионизм не поможет предполагаемым жертвам евреев, а наоборот, увековечит их самоопределение как жертв и таким образом увековечит их жертвенность. Это добавит им симпатий, но лишит их всяческой ответственности. Этот позволит им использовать политику, которая более чем в одном смысле, суицидальна. Эта связь между определением себя как жертвы и теми, кто тебе сочувствует (чьи намерения в общем-то благородны), в лечебных терминах, называется со-зависимостью и ее эффект глубоко разрушителен для личности. Более чем ненависть разрушает объект ненависти, ненависть разрушает самого ненавидящего.

И, в конце концов, я обращаюсь к нам, к тем, кто разделяет идеалы человечности. Я должен сказать это со всей глубиной и серьезностью. Со времени разрушения Первого Храма, около 2,600 лет тому назад, евреи знают что такое несчастье. Подумайте, какие слова еврейская история добавила в наш словарь - изгнание, инквизиция, гетто, погром, Холокост. Я не хочу задерживаться на этой истории. Это очень болезненно и, кроме того, я не думаю, что это помогает понять кто мы и что мы. Иудаизм освящает жизнь, не концентрируясь на смерти.

Однако, на протяжении этих 26 столетий евреи выработали три стратегии для выживания. Первая была инициирована пророком Иеремией в начале истории скитания Израиля. Он послал письмо евреям, которых насильственно увезли из Израиля или кто вынужден был бежать. Он сказал им: "Ищите мира и благополучия в тех местах, куда вы были сосланы, и молитесь Богу за них; если они будут в мире, то и вы будете в мире". Эта мысль уже была античной даже в дни Иеремии. Она уходит своими корнями в слова, которыми начинается еврейская история, и первый призыв Бога к Аврааму, в котором Он говорит ему что: "через тебя все семьи земли будут благословлены". Это было и остается еврейской профессией: быть верным своей вере и одновременно быть благословением для других.

Вот то, чем евреи занимаются уже 25 веков: вносят свой вклад в те страны, в которых они живут, развивая бизнес, увеличивая торговлю, развивая науки и искусство, поэзию, философию и более всего, делая вклад в духовное наследие человечества.

Это была первая стратегия. Она не удалась. Она не удалась, потому что, до 19-го столетия, евреи не имели гражданских прав. У них не было защиты закона. Они были зависимы от отношения к ним правителей, и когда не в их интересах было более держать евреев, они изгоняли их: из Англии в 1290 году, и затем на протяжении последующих двух веков из практически каждой европейской страны, кульминацией чего стал 101 год антиеврейских преследований в Испании и в конечном счете изгнания в 1492 году. Вот так первая стратегия не удалась.

Какой была вторая? Она возникла 19-ом веке, в Европе, и стала результатом просвещения, эмансипации и рождения секулярного государства. В первый раз в истории евреи получили равные права граждан. Надежда состояла в том, что торжество разума сможет победить древние предрассудки.

Неудача этой мечты стала одной из самых опустошительных глав в европейской истории. Глубина этой неудачи измеряется следующим: почти все великие философы современности - Вольтер, Фихт, Кант, Гегель, Шопенгауер, Ницше, Фридж - делали острые антисемитские заявления в своих работах. Величайший германский философ 20-го столетия Мартин Хейдеггер, был активным членом нацистской партии, и он, никогда в послевоенные годы, не отрекся, не искупил и не извинился за свои действия. Таким образом Европа разума, просвещения и философии стала Европой Холокоста (я не говорю, конечно же, о Великобритании, одном из счастливых исключений). Так не удалось второе решение.

Нет безопасности в Европе

Сионизм был рожден как осознание этой неудачи. Это началось в 1862 с Мозеса Хесса, друга Карла Маркса и первого, кто диагностировал нарождающийся германский антисемитизм. За ним последовал в 1882 году ассимилированный еврейский доктор из России, Леон Пинскер, после большого русского погрома в 1881. Тогда, в 1895, Теодор Герцль, венский журналист, освещавший суд над Дрейфусом в Париже, услышал крики толпы: "Смерть евреям". Франция в то время считалась самой цивилизованной страной в Европе, родиной революции и местом рождения Декларации прав человека и гражданина. Когда он услышал этот призыв на парижских улицах, он понял, что Европа более не безопасна для евреев. Вот что он написал годом позже. Это суммирует опыт вековой жизни евреев в Западной Европе: "Мы везде искренне пытались слиться с местными общинами, в которых мы живем, ища лишь возможность сохранить веру наших отцов. Нам это не позволено. Напрасно мы лояльные патриоты, иногда суперлояльные. Напрасно мы жертвуем своими жизнями и собственностью как наши сограждане. Напрасно мы стараемся укрепить славу наших родных земель в искусстве и науках, или их богатство торговлей и коммерцией. В наших родных землях, где мы жили на протяжении столетий, нас все еще называют чужаками, часто те, чьи предки еще не появились, в то время как евреи уже давно жили в этой стране".

Он добавил: "Я думаю нас не оставят в покое".

Идея Хесса, Пинскера и Герцля была проста. Если в государствах Европы нет места для евреев, тогда евреем необходимо иметь свое собственное государство. К сожалению, это потребовало убийства двух третей европейского еврейства, перед тем как это государство появилось.

Это решение не должно не удаться. Потому что четвертым решением будет то, что нацисты называли "окончательным решением". Вот почему евреи должны иметь коллективный, безопасный дом, в том смысле как его определил поэт Роберт Фрост, который писал, что "дом - это то место, что когда ты должен ехать туда, они должны тебя впустить".

Начиная отсюда мы должны стоять и защищать нашу землю. И ничего другого. Мы должны храбро бороться за нее, целостностью, честностью, убедительностью, без враждебности и ненависти, без желания мести, но мы должны сражаться за нее, и, евреи, не должны остаться в этой борьбе одни.

Почему евреев преследовали и ненавидели веками? Не потому что они были лучше чем другие, не потому что они были хуже чем другие, но потому что они были другие и потому что есть природная человеческая тенденция нелюбить отличного от себя, опасаться незнакомца и ненавидеть то, что мы боимся.

Но конечно же каждый народ, каждая вера, каждая культура отличается. Что же сделало евреев такими отличными, это то, что с большим упорством, чем другие он настаивают на своем праве быть другими, обязанностью быть другими, чести быть другими. В дни александрийской империи они отказались эллинизироваться, и были преследуемы. Во времена Рима, они боролись за право практиковать свою веру, и были преследуемы. В христианской Европе они сопротивлялись насильственному обращению в христианство, и их преследовали. Сегодня на исламском Ближнем Востоке, они не мусульмане, и за это их преследуют. Если бы большинство евреев капитулировало хотя бы перед одним из этих вызовов, они бы избавили себя и своих детей от больших страданий и горя, но сегодня тогда бы не было ни иудаизма, ни евреев.

Наши предки верили - и я осмелюсь, все еще верить - что никто не может быть заставлен отказаться от своей веры, традиций, веры и лояльности иметь право быть свободным, идти по улице без страха, что на тебя нападут, построить место для молитвы без страха, что его могут сжечь. Я был студентом в Кембридже. Синагога там была построена в 30-х годах прошлого века и не имела окон выходящих на улицу из-за опасения, что их разобьют. Эти опасения сейчас вернулись, если не в Кембридже, то в Парижу, Марселе, Брюсселе, Берлине. .

Антисемитизм это преступление против человечества - не потому что евреи - люди, но потому что люди - это евреи, это как я понимаю различия лежащие в основе нашего гуманизма. Есть прекрасное раввинистическое выражение которому уже 2,000 лет: "Когда человек делает много монет на одном монетном дворе - они все одинаковы. Бог делает человека по одному и тому же образу и подобию - Его подобию - и все они разные". Чудо творения в том, что единство на небесах создает различие на земле. Самая фундаментальная задача - видеть образ Бога в том, кто не похож на нас. Мир, который не имеет места для евреев, не имеет места для различий. Мир, в котором нет места для различий, не имеет места для человечности. Вот почему антисемитизм является образцом преступления против человечности.

Трагедия в Израиле не будет разрешена демонизацией, мифами, кровавыми наветами, возрождением средневековых фантазий, современными фальшивками типа "Протоколов Сионских мудрецов", атаками на евреев и синагоги во всем мире, ложью и теориями заговоров. Политические проблемы имеют политические решения. И они требуют только правды, фактов, честности, самокритики, способности к компромисам, и желания предпочесть несовершенный мир совершенной чистоте священной войны, освященному самоубийству, и убийственному мученичеству. Антисемитизм начинается с евреев, но никогда не кончается евреями. Сейчас пришло время тем, кому небезразлична судьба человечества, присоединиться к защите человечности и внести свой протест против этой новейшей мутации старейшей в мире ненависти.

10.09.2002 18-26





  Также в рубрике:  
17.01.2005 12-55
Российский бизнесмен хочет купить команду "Джордан"


13.01.2005 14-46
Официальная информация


13.01.2005 14-44
Большой круг Вадима Перельмана


12.01.2005 13-47
Крамер против Крамера


12.01.2005 13-14
Самый богатый еврей мира обязан своим состоянием азартным играм


12.01.2005 11-33
Студия Семена Левина собрала рекордное количество медалей за телевизионную графику и визуальные эффекты


28.12.2004 11-38
Израильтяне в Голливуде


24.12.2004 13-54
Вадим Рабинович о Леви Леваеве и Евгении Червоненко


16.12.2004 10-50
“У каждого человека должно быть три компьютера”


13.12.2004 10-13
"Товарищ Черкасский, Ваш сын гвоздем удавился!" - сообщил моему папе секретарь, прервав заседание у наркома"



пятница
07 Января
15 : 54
Директория еврейских общин и организаций Украины


Голосование:
Нужен ли Украине новый главный раввин?

Необходим

Не нужен

Община должна сама избирать себе раввина

  Голосовать.

Архив голосований



  Cтатистика:  



Copyright © 2001-2003 JewishNews.com.ua Дизайн: Fabrica.    Создание и поддержка: MIG Software