Google, Froogle и Сережа Брин...
russian.forward.com
Пять лет назад никому не известные 25-летние студенты Стандфордского университета Сергей Брин (на нижнем снимке он справа) и Ларри Пейдж открыли в гараже в Menlo Park (Калифорния) офис компании с претенциозным названием Google. Почему Google? Что означает это странное слово?
Как объяснили корреспонденту "Форвертса" в пресс-службе компании, Google - это искаженное googol. Этот термин придумал девятилетний мальчик по имени Милтон Сиротта (Milton Sirotta), именно так решив обозначить число со ста нулями. В мире не существует ничего близкого к googol. Название Google отражает цель компании Брина и Пейджа организовать "бесконечность" информации в Интернете.
Компанией они стали, приняв на работу своего первого и единственного на то время сотрудника - Грэга Силверстайна. "Гаражное" начало Google точь-в-точь повторило историю создания персональных компьютеров, когда более четверти века назад двое других, тоже никому не известных 25-летних молодых людей - Стив Джобс и Стив Возняк - в таком же гараже изготовили первый PC.
Судьба этих двух технических новаций имеет намного больше общего, чем просто "гаражное" сходство. Когда тандем Джобс - Возняк в 1976 году предложил компании "Хьюлетт - Паккард" купить разработанный ими персональный компьютер, их предложение было с ходу отвергнуто как абсолютно бесперспективное и ненужное людям. К счастью для человечества, два Стива не растерялись, залезли в долги и основали свою компанию Apple. Джинн (то есть персональный компьютер), выпущенный из бутылки, отвоевывая одну за другой позиции у больших вычислительных машин, начал победное шествие по офисам и, что не менее важно, по домам "простых смертных". Первое пятилетие своей фирмы оба Стива встречали мультимиллионерами. Потом их пути разошлись, но Apple про-должает существовать и ныне, правда, "очухавшиеся" "Хьюлетт - Паккард", IBM и другие гиганты быстро исправили свою ошибку и, перехватив инициативу, наладили массовый выпуск персональных компьютеров.
Подобное произошло и у тандема Сергей - Ларри. В конце 1997 года свою разработку новой поисковой системы они предложили известному в то время порталу Excite и получили "сногсшибательный" ответ, смысл которого звучал приблизительно так: у нас все о'кей и вообще "нас не волнует поиск" (тогда все интернет-порталы увлекались расширением всевозможных сервисов, отодвинув создание поисковой службы на задворки текущих проблем). И тогда два студента, как когда-то Джобс и Возняк, не имея необходимых средств, решили найти миллион долларов для раскрутки своей идеи. Вот вкратце хронология их действий:
1995 - первая встреча Ларри Пейджа (24 года) и Сергея Брина (23 года). В процессе дискуссий они постепенно приходят к выводу о необходимости нового подхода к поиску информации в огромных массивах базы данных Интернета.
1996 - Ларри и Сергей, работая над доктор-скими диссертациями, создают поисковую систему BackRub, реализующую поиск на основе анализа ссылок.
1997 - Уникальные возможности (быстрый поиск и релевантность ответов), заложенные в BackRub, снискали системе быстрорастущую популярность.
1998 - Google еще в пеленках (бета-версия), но программа отвечает на 10,000 запросов в день. Популярный американский журнал PC Magazine называет поисковый сайт Google в числе сто лучших в мире. В студенческой комнате Ларри развернут центр будущего гиганта Google. Параллельно Сергей и Ларри предлагают ряду порталов приобрести их разработку, но никто не откликается. Тогда они решают отложить работу над докторскими диссертациями и начать поиск денег. Первый чек на 100 тыс. долларов на имя еще не существующей компании Google им выписал Энди Бехтолшейм, выпускник Станфорда, один из основателей компании Sun Mycrosystems. В короткое время с помощью родных и знакомых Брин и Пейдж собирают миллион долларов, и 7 сентября 1998 года открывают в названном выше гараже первый офис компании.
1999 - Штат компании утраивается, и она перемещается в новый офис. Google набирает силу - ежедневное число запросов превысило 500 тысяч. Google входит (по свидетельству журнала Times) в десятку лучших сайтов мира, а технология компании встраивается в ряд порталов США, Англии, Италии, Японии и других стран.
Май 2000 - Взят новый рубеж: 100 млн. запросов в день. Google удостаивается двух престижных наград - Webby Award и People Voice Award. Ответная речь Сергея и Ларри состояла всего из пяти слов: We love you, Google users ("Мы любим вас, пользователи Google").
7 сентября 2003 - Свой первый юбилей - пятилетие со дня основания - компания Google отметила высшим достижением: она стала поисковой системой номер 1, ежедневно отвечающей на 200 миллионов запросов на 88 языках, исполь-зуя для поиска три миллиарда страниц текста и 425 миллионов изображений (все это осуществляют 10,000 суперкомпьютеров компании). Из всех запросов, посылаемых пользователями в Интернет, 75 процентов приходятся на долю Google. Более 50 процентов посетителей Google живут за пределами США.
Чем еще знаменит Google? Любому из посетителей он сообщит оперативные новости со всего мира на основе обработки 4500 новостных сайтов. В 12 филиалах компании Google, разбросанных по всему миру, работает более тысячи сотрудников (в том числе 60 докторов наук), говорящих на 34 языках.
Рассказывая об успехе Google, не могу не обратить внимание читателей на то, что один из ее создателей - Сергей Брин - выходец из Москвы. И поэтому совершенно естественно, что история становления этого талантливого парня, блестящей реализации его American Dream (нисколько не принижая значимость и талант Ларри Пейджа) нам с вами наверняка интересна, ибо не так уж часто "наши" достигают такого уровня технических высот и всемирного признания.
Итак, Сергей Брин. Родился в Москве в 1973 году. С 1979 года - в США. Закончил с отличием Университет Мэриленда, где изучал математику и информатику. Основная область научных исследований Сергея - технология сбора данных из неструктурированных источников. Он автор десятков публикаций в ведущих американских академических журналах, периодически выступает на различных национальных и международных научных, деловых и технологических форумах. Сегодня он - президент Google и отвечает на наши вопросы весьма дипломатично и сдержанно - как и положено главе солидной компании.
- Уважаемый президент, американские СМИ назвали вас Mr. Relevant...
- Мы с благодарностью относимся к позитивному вниманию средств массовой информации к нашей компании за последние годы.
- Ваша система Google является сегодня механизмом поиска №1. Можете ли вы назвать ближайших конкурентов?
- Сегодня есть много прекрасных поисковых систем. Вместо того чтобы их перечислять, предлагаю обратиться к сайту www.search enginewatch.com , на котором приведен полный список существующих "поисковиков". (Предлагаю и вам, дорогие читатели, открыть этот сайт и убедиться, что действительно Google - на первом месте, а занимающая второе место программа Alltheweb (www.alltheweb.com) лишь слегка приближается к ней. - С.Р .)
- Ваш брат Сэм хоть каким-то образом связан с вами или у него собственный бизнес?
- Спасибо за вопрос, но я предпочел бы не вдаваться в детали, касающиеся моего брата.
- Я слышал, что в Google работает много специалистов с российскими корнями. Не могли бы вы назвать тех из них, кто внес важный научный или инженерный вклад в ваш проект?
- В компании есть несколько "русских" инженеров, все они весьма талантливо и самозабвенно работают.
- Сколь велико количество запросов на русском языке, поступающих на Google, по сравнению с запросами на других языках? Планируете ли вы встроить в ваш поисковик англо-русский и русско-английский переводчики?
- К сожалению, мы не раскрываем количество запросов по странам. В настоящее время мы делаем все, чтобы Google был доступен во всем мире.
- В одном из интервью вы сказали: для того чтобы создать что-нибудь, подобное Google, совсем не обязательно жить в Штатах. И что вы скажете о Станфорде - колыбели многих новаций?
- Не знаю, как вам ответить. Очень трудно гипотетически предполагать, что могло бы случиться. Могу лишь сказать, что Станфорд - прекрасное место для учебы, и этот университет предоставил нам много возможностей. Хотя проживание в США - не единственный ключ к успеху, поскольку идеи и новшества могут возникнуть в любом месте планеты.
(А вот одно из ранних высказываний Сергея о своем университете: "Станфорд дает не только глубочайшие академические знания, но и учит применять их в жизни. Такого уникального сочетания не найдешь ни в одном вузе Америки, не говоря уже о Европе. Может быть, если бы я окончил Беркли или Массачусетсский технологический институт, обо мне никто бы не узнал". Кстати, именно студенты Станфорда создали поисковые системы Yahoo и Excite.- С.Р.)
- Вы человек, который много и напряженно работает, поэтому у меня возник следующий вопрос: когда вы последний раз были в отпуске и как долго он продолжался? Вы по-прежнему играете в хоккей во время обеденного перерыва? Я читал, что вы лично заботитесь о пище, подаваемой сотрудникам на ланч.
- Действительно, Google держит меня в напряжении. Но... Выбирать для себя стиль жизни - право любого человека. Кто-то любит трехмесячные отпуска, и я их прекрасно понимаю. Но что же тогда будет с бизнесом (за два года я был в отпуске один раз, да и то неделю). Рванул со старта, посреди дистанции решил немножко вздремнуть, а у финиша уже кто-то другой. Вот так! И все же я нахожу время играть вместе со всеми в хоккей и есть деликатесы, приготовленные нашим шеф-поваром Чарли Айерсом.
- Вами создан Google, затем Froogle. Чего можно ожидать в ближайшие два-три года?
- Я не могу раскрыть наши конкретные планы, в то же время вы вправе ожидать, что Google продолжит свою миссию по организации мировой информации так, чтобы сделать ее максимально полезной и повсеместно доступной.
- Что бы вы хотели пожелать молодым читателям "Форвертса"? Что они должны предпринять, чтобы достичь успеха?
- Мой совет прост - делайте то, что вы любите.
Любезно согласился ответить на вопросы "Форвертса" и Михаил Брин - отец мистера Google. - Кто ваши родители, откуда они родом, вообще, несколько слов о своих семейных корнях...
- Отец, Израиль Абрамович Брин, родился в 1919 году, преподавал математику в Московском энергетическом институте. (В Интернете я обнаружил любопытные воспоминания Эрвина Наги из Дюссельдорфа - "Евреи в МЭИ пятидесятых годов", датированные 28 марта 2003 года. Вот краткая выдержка из них: "Итак, вместо профессора Бориса Абрамовича Фукса очередную лекцию по математическому анализу пришел читать сравнительно молодой, но совершенно седой лектор. Вид у него был несколько смущенный. Взяв в руки мел, он обратился к аудитории:
- Меня зовут Израиль Абрамович Брин. Я буду читать вам матанализ. На чем у вас закончилась последняя лекция?
Аудитория затихла. Лектор подошел к первому ряду и заглянул в конспект, лежавший перед студентом.
- Понятно. Предел частного двух функций.
И пошел к доске. Речь его была вначале чуть неуверенной, но вскоре он увлекся, стал держаться все свободней, и лекция превратилась в нечто, подобное общению. Это было непривычно, но любопытно. "Вот тебе на! - подумал я. - Вместо Бориса Абрамовича Фукса - Израиль Абрамович Брин! Видно, не так просто избавиться от евреев полностью". О реакции остальных студентов сказать ничего не могу. Отношения с окружающими только складывались.
Доцент Израиль Абрамович Брин читал курс математического анализа все четыре семестра и, по моему впечатлению, пользовался расположением всех студентов нашего потока". - С.Р.)
Мама - Майя Мироновна Брин (она 1923 года рождения) - преподавала английский язык. Из бабушек и дедушек более подробно знаю об удивительной судьбе бабушки. Ее звали Рахиль Израйлевна Кацина. Она прожила 85 лет и умерла в 1971 году. Была членом Бунда (если вы не знаете, что это такое, спросите у стариков), вступила в Компартию США (в 1914 году она жила в Германии и была интернирована), училась микробиологии в Университете Чикаго, в 1921 году вернулась в Россию, в 38-м была назначена директором Московского бактериологического института, вскорости арестована и, получив "положенные" восемь лет, досрочно была освобождена в грозном 41-м, проработала всю войну в полевом госпитале, вернулась домой и трудилась в местной поликлинике вплоть до ухода на пенсию, - кажется, в 1961 году.
- Как рос Сергей, как учился, что из школьных наук любил, а что - нет?
- Мы приехали в США в конце октября 1979 года. Сергею исполнилось шесть лет, и мы определили его в частную школу Montesson. Он освоил язык в течение двух - трех месяцев. Не помню точно, когда он научился считать, но помню, что очень рано. Полагаю, что математика давалась ему легко. Он не очень много читал и не любил общественные науки.
- Когда началось его увлечение математикой и компьютерами? И не вы ли в этом косвенно виноваты?
- Как я уже сказал, он всегда преуспевал в математике. Мы очень рано купили ему компьютер Commodore-64 (примерно в 1981 году). С тех пор я не особенно продвинулся в компьютерах, а Сергей всегда знал, что надо делать. Даже сегодня, больше 20 лет спустя, я считаю его "виновным" в том, что я не столь искусен в компьютерной технике. Я никогда не учил его чему-нибудь систематически. Он задавал вопросы, и я отвечал.
- Чем еще увлекался Сергей?
- Акробатикой, прыжками на батуте, скоростным спуском с гор.
- Как часто вы встречаетесь всей семьей, какие праздники отмечаете, на каком языке общаетесь в семье, особенно с Сергеем и его младшим братом Сэмом?
- Сергей много ездит по свету и поэтому бывает у нас всего три - четыре раза в году. Мы посещаем его еще реже - раз в два-три года. Дома говорим по русски; Сэм отвечает нам на английском, Сергей - по-русски. Из праздников отмечаем Новый год и дни рождения.
- Как скоро после приезда в Штаты вы стали профессором в Университете Мэриленда? Как быстро освоилась в Америке ваша жена Евгения?
- Я начал преподавать в университете с первого дня прибытия в страну. Жена приступила к работе через два-три месяца. Сначала она работала аналитиком в компании, расположенной в Вирджинии, а некоторое время спустя перешла в компанию, работающую на NASA. Там она трудится по сей день.
- Что вы думаете, Михаил, о нынешней ситуации на Ближнем Востоке, о международном терроризме?
- Боюсь, что мое мнение может кому-то показаться политически некорректным. Для цивилизованного общества чрезвычайно трудно, если не невозможно, действовать против нецивилизованного врага цивилизованными методами.
P.S. Побывавший недавно в Израиле Сергей Брин на вопрос газеты Globes об израильском технологическом рынке ответил: "Израиль станет Силиконовой долиной нашего века, и, я думаю, даже более того - гораздо успешней, потому что люди здесь не избалованы комфортабельными жизненными условиями".
24.10.2003 14-18
|