Высокосный день
Московский комсомолец
Сегодня заслуженному артисту России Зиновию Высоковскому исполняется 70 лет
Он вернулся со съемок 'Блеф-клуба' и отмахнулся: 'Юбилей?! Все это как будто и не со мной происходит'. Потом вообще отказался давать интервью. 'Как вы себе это представляете? Мы работаем вместе пять лет. Советуемся, пьем чай большими рюмками. Теперь вы все уберете со стола, поставите диктофон и официально спросите меня, дядю Зяму: а скажите-ка, Зиновий Моисеевич...'
Мы сели и задумались. Вспомнили его рассказы, перечитали книги, и получился такой вот совсем короткий его монолог:
Кажется, пролетел всего один день с тех пор: И вот я смотрю на афишу нашего дипломного спектакля и думаю: пошел бы на него сегодня зритель?
Жан-Батист Мольер. 'Мещанин во дворянстве'. В роли Журдена - Зиновий Высоковский, жена Журдена - Ирина Ложкина (долгие годы диктор Всесоюзного радио), служанка Николь - Людмила Максакова, учитель танцев - Александр Збруев, учитель музыки - Андрей Миронов (студент 3-го курса), граф - Александр Белявский, Клеонт - Вениамин Смехов и другие:
* * *
Я родился в Таганроге на берегу Азовского моря. И с рождения знал, что буду только артистом, шутом, клоуном: В Тбилиси, где проходило мое беспризорное, оборванное войной, голодное детство, мы с оравой эвакуированных мальчишек пели на базарах, воровали яблоки и айву с прилавков. В общем, по Высоцкому: 'Я рос, как вся дворовая шпана, мы пили водку, пели песни ночью:' Потом я вернулся в Таганрог и неожиданно для всех окончил школу с золотой медалью. И тогда я решил поехать в Москву и поступать в театральное:
А в Москве у меня никого не было, ни родных, ни знакомых, вообще никого: Мой папа, главный бухгалтер кирпичного завода в Таганроге, тяжело вздыхая, говорил маме: 'Ребенок с золотой медалью уходит в босяки. И откуда это у него? В нашей семье никогда не было ни босяков, ни шаромыжников, ни артистов:'
* * *
Наш курс был первым и единственным за всю преподавательскую деятельность Этуша. После нас он не брал руководство ни над одним курсом: нас ему хватило на всю жизнь.
У нас в Щуке была военная кафедра. И вот летом после третьего курса мы должны были ехать на сборы в Алабино, в дивизию им. Дзержинского. Наши девчонки устроили нам настоящие проводы, в смысле закуски, и мы в столовой училища устаканили, как бравые солдаты, немереное количество водки. И хором стали петь 'Как родная меня мать провожала:' Испортил песню военрук полковник Собачкин. Он на месте преступления нас застукал: 'Стоять!!! Смирно!!! Высоковский, собрать бутылки!!!' А там штук десять было уже пустых.
Тут совершенно неожиданно появляется Владимир Абрамович. Полковник сразу к нему: 'Товарищ Этуш, докладываю, что группа пьяниц из вверенного вам курса напилась в доску!' А у меня в это время бутылки падают из рук и разбиваются. Все: Мертвая тишина: И ужас: И в этой тишине Этуш спрашивает Собачкина: 'А далеко ли до Алабина?' - 'Три с половиной часа езды на грузовике', - рапортует полковник. Опять мертвая пауза. И наконец: 'Ну что ж, за это время они протрезвеют. Я вам за это ручаюсь!!!'
И Этуш посмотрел на нас так, что мы все тут же, на месте, протрезвели:
* * *
В Театре сатиры меня укоряли на худсовете, что я все роли играю как бы от себя. Но в спектакле 'Пена' по Михалкову я наклеил бороду, меня хвалили, говорили, что в роли Соломы я отошел наконец от себя. Я сказал об этом Райкину. И он сказал: 'Далеко не отходи:'
* * *
В мае 1987 года в первый и последний раз Папанов в Театре сатиры выступил в роли режиссера. Премьера состоялась после его смерти: Последний спектакль Папанова - 'Последние':
Последний спектакль Миронова - 'Тени':
Мистика: Это неправда, что незаменимых нет.
Когда 'Кабачок '13 стульев' закрыли, телевидение было завалено письмами, горами писем от зрителей со всех концов нашей большой и прекрасной Родины. Я тоже получал и, как это ни странно, до сих пор получаю такие письма. Вот выдержка из одного: ':Прошло уже много лет, а закрываем глаза - и стоят перед нами в расцвете и блеске пани Моника, пан Директор, пан Гималайский, пан Зюзя: Неужто наше расставание навсегда?'
Что я могу сказать? Кто закрыл 'Кабачок', неизвестно по сей день. Родина или не знает, или не выдает своих героев:
* * *
В середине 80-х в Государственном театре эстрады я выпустил свой моноспектакль 'Пятая сторона света'. 28 ноября, в день моего рождения, на премьеру пришел мой кумир - Аркадий Исаакович Райкин. Когда все закончилось и мне стали дарить цветы, я сказал: 'Сегодня у меня день рождения, и сегодня самый счастливый день в моей жизни, потому что в зале присутствует великий Райкин'. Все встали. На Райкина был направлен луч света, и зрители устроили ему овацию. А я собрал все цветы со сцены и отнес их Великому Артисту, сумевшему доказать, что малые формы могут быть неизмеримо выше больших!
* * *
Почему я работаю в 'МК'?
Ну, во-первых, потому что я уважаю профессионалов и не уважаю дилетантов:
'МК' любят и ненавидят, им восхищаются, его ругают: Но никто не ставит под сомнение тот факт, что 'МК' - это команда профессионалов высокого класса. Девиз газеты - 'Мы с теми, кто с нами' - очень сочетается с моим собственным: 'Ах, до чего же я не люблю тех, кто меня не любит!'А здесь меня любят: Во всяком случае, мне так кажется:
28.11.2002 11-11
|