Опубликовано |
|
26.11.2002 11-58 |
Автор |
Известия |
12-летний школьник Ян Непомнящий стал чемпионом мира по шахматам
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Плоха та пешка, которая не стремится стать ферзем. Нашему герою - 13-летнему брянскому школьнику Яну Непомнящему - удалось стать ферзем в возрасте пешки. Пока Россия причитает над утраченными духовными и материальными богатствами, ее граждане - большие и маленькие - своими делами опровергают справедливость этого плача по былому величию Родины.
Пока в стране есть мозги и руки, у нее все в порядке. У нее есть будущее. Надо только очень хотеть прорваться из солдат в генералы, из пешек - в ферзи. Своим умом и талантом. Своими руками. И при деятельной помощи страны, которая поощряет самобытные таланты, самостоятельные умы и умелые руки.
Во вторник с греческого острова Крит в российский город Брянск возвращается 12-летний россиянин Ян Непомнящий. Возвращается с победой - он стал чемпионом мира на международном юношеском турнире по шахматам. Набрав 9 очков из 11, стал лучшим среди 120 шахматистов из 82 стран.
"Известиям" особенно приятно об этом сообщать, потому что
нам удалось еще задолго до этой победы угадать в Яне Непомнящем серьезного перспективного шахматиста . О нем и его семье мы писали в номере от 9 сентября 2002 года, накануне чемпионата по быстрым шахматам между сборными России и остального мира. После нашей публикации Ян стал почетным гостем этого чемпионата и даже предсказал его исход: не побоявшись присутствия титулованных шахматных королей, он сказал, что Россия проиграет, и Россия проиграла. Кроме того, талантливым подростком заинтересовались в руководстве Альфа-банка - от этой компании он получил грант и суперсовременный компьютер. Все это помогло Яну подготовиться к мировому чемпионату на должном уровне. И вот результат.
- Ян очень хорошо стартовал в этом турнире, - рассказал нам по телефону старший тренер юношеской сборной России по шахматам международный гроссмейстер Сергей Яновский. - Все тренеры отмечали его уверенную игру. Он легко выиграл первые пять партий, но во время шестой - с украинским шахматистом Юрием Кузубовым - под конец игры сделал ошибку и проиграл. В прошлом году на этом же чемпионате Ян попал в аналогичную ситуацию и не смог из нее выбраться. Однако за год он психологически окреп, теперь он понимает, что его игра нужна не только ему самому и его семье. Преодолев проигрыш, он сделал еще три победы и две ничьи.
Ян растет в обычной учительской семье, в промышленном районе на окраине Брянска. Его воспитывают мать Лилия и ее брат Игорь. Живут вчетвером с бабушкой на две обычные учительские зарплаты. В обычной квартире обычного хрущевского дома. Первый этаж с окнами на улицу. Нет денег даже поставить решетки.
Почему при одних и тех же возможностях у одних родителей получается чемпион мира по шахматам, а у других - еще один солдат армии московских беспризорников?
Непомнящие не могут дать ответ на этот вопрос. Просто они не признают жизни как отрезка времени для получения максимального количества удовольствий, деньги вкладывают в своего сына, причем в голову, а не в брюхо, и свято чтут память родоначальника своей учительской династии - деда Бориса. В свободное от уроков и тетрадей время он писал стихи. Например, такие: "Работать./ От темна и до темна,/ Пока душа жива и дышит тело,/ Успеть себя расходовать./ Сполна./ До края. До последнего предела".
- На самом деле эта победа больше, чем титул чемпиона мира, - продолжает тренер Сергей Яновский. - Не далее чем месяц назад на турнире в Испании Ян в третий раз стал чемпионом Европы. Два выигранных подряд первенства такого уровня - это золотой дубль. Такого результата наши юноши не показывали давно. Успех, сравнимый лишь с тем, как начинали в том же возрасте Крамник, Карпов, Каспаров.
Однако, чтобы из Яна получился мастер такой же величины, его нужно поддерживать - и морально, и материально. Французским и английским ровесникам Яна, подающим хотя бы половину таких же надежд, дают возможность думать только об игре. Даже азербайджанские ребята, которых обыгрывал в Греции Ян, благодаря своему правительству имеют бюджет около 10 тысяч долларов в год. Наши юные шахматисты, к сожалению, пока довольствуются теми же цифрами - только в рублях.
Нам удалось дозвониться до Яна и его мамы.
- Что я чувствую? - переспросил Ян. - Да ничего особенного. Стараюсь не впадать в эйфорию.
- Самым серьезным психологическим испытанием для него были первые две победы на чемпионате Европы, - уточнила мама Лилия. - А сейчас он уже научился переживать такие достижения. Он становится профессионалом не только в игре, но и в жизни.
- А вы?
- Я перенервничала вчера, когда Ян набрал равное количество очков со шведским шахматистом Карлсоном и началась стадия, когда от нас уже ничего не зависело. Но по дополнительным показателям победу присудили Яну.
- Тренер Яна говорит, что у вас есть какая-то особая педагогическая тактика борьбы на случай "звездной болезни" сына.
- Это нам пока не грозит. Просто я люблю своего сына. Наверное, в этом она и заключается, моя тактика.
Михаил Фридман, председатель совета директоров Альфа-банка:
- Летом мы активно участвовали в подготовке к матчу сборной России против сборной мира. Узнав, что мы интересуемся шахматами, "Известия" попросили нас поучаствовать в судьбе юного шахматиста из Брянска, подающего большие надежды. Мы согласились. Кроме того, Ян оказался милым, обаятельным мальчуганом. Конечно, мы не ставили своей целью получить отдачу от этой акции. И сейчас вдвойне рады, что он достиг таких успехов. А поскольку мы уже чувствуем некую ответственность за его развитие как шахматиста, думаю, мы всерьез рассмотрим возможность дальнейшей опеки юного таланта.
|