«Ушел в вечность Петр Ефимович Тодоровский»
Jewish.ru
Вчера в Москве на 88-м году жизни скончался российский кинорежиссер, создатель фильмов «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Интердевочка» Петр Тодоровский. Первым об этом в своем микроблоге сообщил главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов: «Ушел в Вечность Петр Ефимович Тодоровский. R.I.P.», — говорится в сообщении.
Серьезный сердечный приступ случился у режиссера еще в начале апреля. Медики диагностировали у Тодоровского нестабильную стенокардию и ишемическую болезнь и назначили режиссеру восстановительный курс лечения. Терапия, проведенная в больнице Троицка, дала положительный результат, и Тодоровского отправили домой. Однако вскоре режиссер вновь почувствовал себя хуже. На этот раз ситуацию усугубили пневмония и поднявшаяся из-за нее температура.
В итоге Петра Ефимовича решили положить в один из лучших центров сердечно-сосудистой хирургии — им. Бакулева, где он и скончался.
Петр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР в семье Ефима Гильевича Тодоровского и Розалии Цалевны Островской. В детстве пережил украинский Голодомор. «Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырышки, толок их с гнилой свеклой. Называлось это “матарженики”», — вспоминал режиссер в интервью журналу «Эсквайр». С лета 1943 года Тодоровский — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командир минометного взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы, был ранен, награжден орденами Отечественной войны І и ІІ степени и медалями.
В 1954 году Тодоровский окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека) и дебютировал в качестве оператора на киностудии «Молдова-фильм». На протяжении десяти лет работал на Одесской киностудии, а в середине 60-х дебютировал в качестве режиссера.
Творчество Тодоровского в первую очередь посвящено теме Великой Отечественной войны и послевоенным годам. Военная тема стала своего рода визитной карточкой режиссера Тодоровского. Но стоит немного задуматься, и понимаешь, что свои фильмы мэтр в общем-то снимал не о войне. Нет у него ни яростных атак, ни показательной храбрости героев. Есть люди с такими знакомыми до боли переживаниями. Есть страсти, которые кипят под аккомпанемент рвущихся бомб. Его фильмы об этом — о человеке, попавшем в мясорубку войны, но продолжающем жить.
Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, номинировался на премию «Оскар». На Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1984 году лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.
О своей картине Петр Ефимович рассказывал так: «Героиня на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война — без мужа, без квартиры, — оказалась на дне. Бытует мнение, что “Военно-полевой роман” автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история…
В действительности я был свидетелем только двух эпизодов, которые стали основой для размышления. Один — когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, — как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она. Не подошел к ней. Спешил в фотомагазин, прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия — найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Прибежал к ЦУМу — ее уже не было».
В перестроечные годы немолодой уже режиссер, прославившийся мягкими, лиричными картинами в стиле ретро, в буквальном смысле произвел сенсацию, сняв по повести Владимира Кунина «Интердевочку» — первый в советском кинематографе фильм, затрагивающий тему валютной проституции.
В фильме эффектно противопоставлены два мира: разлагающийся советский мир неустроенности, зависти, семейных скандалов, нагловатых подростков и разбитых надежд и стабильный комфортный западный мир. Несмотря на сложность затронутой темы, Тодоровскому удалось снять фильм как вневременную и не привязанную к конкретным обстоятельствам драму. Героиня любой ценой хочет вырваться из среды, где она вынуждена совмещать противоречивые профессии медсестры и проститутки. Но оторваться полностью от привычной среды оказывается невозможно. В «Интердевочке» нашла отражение и еврейская тема. Борис Семенович, главный врач больницы, где работает героиня, должен написать ей характеристику для выезда на ПМЖ в Швецию. Поначалу пожилой запуганный человек, который, очевидно, немало претерпел в жизни по причине «пятого пункта», сомневается, мнется («нет, вы представляете, что это значит — написать характеристику для человека, выезжающего на постоянное жительство за границу!»), но потом, как будто осознав, что не стоит дрожать перед уже готовой испустить дух советской властью, берется за перо.
Первой женой Петра Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко, известная красавица послевоенных времен, снявшаяся в популярной комедии «Первая перчатка». «Это был такой роман с захлестом, — вспоминал режиссер. — Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино... Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву — сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина “Волга”, дача где-то в Сухуми. Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали. Очень легко все произошло. И она все правильно поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь, очень мило общаемся».
Там же, в Одессе, Петр Тодоровский познакомился и со своей второй женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, — вспоминал Петр Ефимович, — и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни... Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все». Мира Григорьевна, инженер-лейтенант морского флота, написала сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. По ее сценариям было поставлено 13 фильмов, она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем». Их сын — режиссер Валерий Тодоровский, создатель картин «Катафалк», «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих».
За свою долгую жизнь Петр Ефимович был удостоен множества различных наград, как военных, так и кинематографических. В 2010-м режиссер стал лауреатом премии Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Человек-легенда». Получая награду, режиссер пообещал «и впредь снимать фильмы, которые будут волновать и радовать зрителей».
27.05.2013 09-34
|