Преодоление антисемитизма в Украине
О.Я.Найман
Межнациональный мир остается самым большим обретением независимой Украины. Толерантность и даже доброжелательность
к национальным меньшинствам стали характерными для отношений к ним государственных и большинства общественных организаций. К сожалению, эта толерантность, как правило, распространяется
и на национал-шовинистов, в том числе и антисемитов.
“В течение нескольких последних столетий Украина служит ареной польско-русского поединка, борьбы за землю и “душу” украинцев. Два молота и наковальня, клепают из каждой стороны и во всем своем трагизме – украинцы, которых бьют и обирают. Уничтожали физически, а не погубив телесно, московиты, например, выхолащивают из человека всю его сущность...
Главным источником юдофобии была и есть жадность. Иуда выдал Иисуса за 30 серебренников. Это была плата за кровь, которая пала на евреев всех времен.. После разрушения Иерусалима императором Веспасианом в 70 году было замучено 70,5 тыс. иудеев, которые, чтобы вынести деньги, проглотили от жадности все свои золотые и серебряные монеты. Вот – и ненасытность, и Богоубийство”. Эти фрагменты выступления адвоката Анатолия Фатеева (Печерская коллегия адвокатов Киева), защищавшего в суде «Вечерний Киев» («ВК») были представлены в Киевскую городскую квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры.
По заключению последней приведенные высказивания не противоречит требованиям Правил адвокатской этики, разработаных Союзом адвокатов Украины, который возглавляет вице-спикер Верховной Рады Украны В.Медведчук. Похоже, что и эти правила вполне допускают проявления со стороны адвокатов расизма и, в частности, антисемитизма. Чего же можно ждать от людей, менее образованных, чем руководители Союза адвокатов?
В Украине до сих пор имеет хождение миф об антисемитизме большей части ее граждан. Те, кто верит этому мифу, как правило, стараются не замечать антисемитизма и не выступают против него, чтобы «не дразнить народ». Противодействуют юдофобии лишь те, кто не верит в антиеврейские настроения народа и понимает необходимость ликвидации шовинизма, как хорошая хозяйка понимает необходимость вовремя убирать свою квартиру. При этом самые рьяные приверженцы мифа об антисемитизме граждан Украины пытаются использовать юдофобию в политических целях. Так действовали «ВК», руководимый В.Карпенко, его коллеги из львовских «За вильну Украину» («ЗВУ»), «Идеалиста» («И») и некоторых других изданий. Они ежегодно публиковали сотни юдофобских материалов, но возбудить ощутимые антиеврейские проявления им не удалось.
Карпенковский «ВК», используя антисемитские стереотипы, опубликовал 14 материалов, пытаясь спровоцировать своих читателей на враждебные действия против меня. Однако, авторы «ВК» напрягались впустую. Их шовинизм остался без поддержки, а им самим пришлось покинуть не только газетные страницы, но и свои места в редакции.
Сейчас «ВК» и «ЗВУ» сменили редакторов и газеты прекратили разжигать межнациональную рознь, а против «И» возбуждено уголовное дело. Интересно также, что никто пока не пытается занять освободившуюся шовинистическую нишу, что в очередной раз подтверждает лживость мифа о распространенности в Украине ксенофобии. Однако сторонники этого мифа не унимаются. Антисемитская литература постоянно продается в Киеве на майдане Незалежности и рынке на Петровке, магазинах «Академкниги», а также в киоске Верховной Рады. Ее издает издательство «Орияне» (Киев), харьковская и черниговская «Просвиты» и др. Юдофобской литературой на майдане Незалежности торгует бывший вояк ОУН-УПА Иван Кислюк, «однополчане» которого добиваются статуса участников борьбы с фашизмом. Так и Кислюк, распространяя нацистскую литературу, может получить льготы, как борец против фашизма. Что же касается «Просвиты», то она, как известно, финансируется государством и тем самым дает основания для утверждений о государственном антисемитизме в Украине.
В числе антисемитских изданий «Ориян» книжка М.Шестопала «Евреи на Украине» (К., 1998). В экспертном заключеннии по этому изданию доктор исторических наук, зав. отделом Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины, профессор А.Майборода указал, что Шестопал создает искаженный образ целого народа, которому приписывает наихудшие человеческие качества. А.Майборода делает вывод, что основные положения работы Шестопала, “характер подобранного материала и его толкование способны содействовать формированию в обществе отрицательного отношения к еврейской общине” (Моя Родина, 30.Х. 2000).
Однако, несмотря на это заключение, прокуратура отказалась возбудить делу по факту издания, а сама книжка остается в продаже.
Не случайно Декларация Стокгольмского международного форума «Борьба с нетерпимостью», подписанная делегацией Украины в Стокгольме в конце января 2001 г., не опубликована ни одним украинским изданием. Да и как можно публиковать обязательство «совершенствовать существующие системы сбора и анализа информации и мониторинга нетерпимости на местном, региональном, национальном и международном уровнях…создавать … специализованные организации по борьбе с нетерпимостью…»? Как можно совершенствовать то, чего нет? Как создавать то, чего создать-то совсем не хочется? Вероятно, по тем же причинам не было опубликовано в украинской прессе Заявление Госкомитета по информполитике, телевидению и радиовещанию Украины в связи с проявлениями расизма и антисемитизма, принятое в июле 2000 г. Так создаются и подписываются документы, которые можно предъявить в различных международных структурах как свидетельство противодействия шовинизму в стране. В самой же стране этих документов как-бы нет и выполнять их вроде-бы нет необходимости. Очень кому-то хочется, чтобы антисемитизм не исчезал из общественной и политической жизни Украины.
В стране приняты законы, которые при их эффективном использовании вполне могли бы обеспечить ликвидацию расистской и ксенофобской активности. Однако хорошие законы остаются на бумаге, а издатели антисемитской литературы продолжают действовать совершенно безнаказанно. «ЗВУ» прекратила юдофобскую пропаганду, но ее бывший главред Богдан Вовк издал сборник антисемитских публикаций этой газеты с 1992 по 2000 г. Тот же Вовк с товарищами по партии «Еднисть» подали в суд на незрячего профессора Рудольфа Мирского, пытаясь таким образом наказать его за критику национа-шовинистов. Последние наступают, а антишовинисты вынуждены защищаться.
Лет пять уже десятки общественных организаций Украины добиваются создания межведомственной комиссии для анализа негативных проявлений в сфере межнациональных отношений и разработки рекомендаций по адекватному реагированию на них. Летом 1999 г. вице-премьер-министр В.Смолий в ответе на депутатский запрос обещал, что подобнная комиссия вскоре будет создана, но и этот документ остался только на бумаге. Что же касается тех, кто требует привлечь к ответственности шовинистов, то им в госинстанциях рекомендуют самостоятельно обращаться в суд. Так что борьба с шовинизмом в Украине осуществляется по принципу: «Дело спасения утопающих – дело рук самих утопающих».
Народ наш привык с энтузиазмом преодолевать трудности, которые создаются властями. И вот суды против антисемитов состоялись в Харькове и Киеве. После них количество юдофобских публикаций в Украине упало на треть. А что делать с юдофобскими изданиями Харькова, Киева, Львова и Чернигова? Снова начинать судебные процессы, нанимать адвокатов, а те, кто обязан следить за исполнением антишовинистического законодательства и получает за это зарплату, будут занимать позицию наблюдателей?
Трудно понять такую позицию госчиновников да и большинства общественных деятелей, которые на словах против шовинизма вообще и антисемитизма, в частности, а в жизни боятся как бы не навредить ксенофобам. Может они действительно верят в миф о шовинизме большинства народа и боятся лишиться его поддержки? Другого объяснения нет. Остается только обратиться к нашим лидерам. Господа! Поверьте в народ, интересы которого Вы защищаете! Он совсем не против избавиться от проявлений ксенофобии и шовинизма. А Ваш долг – помочь избавить страну от этих мерзостей, как хорошая хозяйка не терпит грязи в своей квартире. А чем мы хуже?
Заместитель председателя АДЛ Украины,
кандидат политических наук
О.Я.Найман
22.01.2002 16-42
|